|
|
|
Разное |
Уголок науки / Сайты о науке
После относительного затишья, начиная с 2000-ого года, физику элементарных частиц буквально взорвал ряд новых экспериментальных результатов. Самый сильный из них - открытие нейтринных осцилляций Нейтринной обсерваторией Садбери в 2001- -ом году. Несколько менее научную общественность взбудоражили эксперименты по обнаружению СР-нарушения в системах нейтральных B-мезонов, эксперименты по прецизионному измерению параметров СР-нарушения в системах нейтральных каонов и окончательное экспериментальное доказательство существования механизма прямого СР-нарушения. В последние годы были выполнены эксперименты по доказательству отличия тау-лептонного нейтрино от мюонного и электронно. В CERNe "чуть было" не открыли бозон Хиггса. Появился целый ряд многообещающих экспериментальных работ по поиску дибарионов и глюболов. К сожалению, ни один из этих экспериментальных фактов не получил отражения в учебной литературе. Да что открытия последних лет, на русском языке нет ни одного хорошего описания обнаружения t-кварка (1995 г.) и исследования осцилляций B-мезонов (конец 1980-х)! Не лучше ситуация и с теорией. До сих пор на русском языке отсутствует доступное для студентов описание правил сумм КХД Вайнштейна-Захарова-Шифмана (рубеж 1970-х и 1980-х; раритетные лекции на 8-ой школе физики ИТЭФ (1981 г.) и пара страниц в "КХД" Индурайна не в счет), правил сумм КХД на световом конусе (конец 1980-х, начало 1990-х) и эффективной теории тяжелых кварков (1990-ые), в то время как владение данными методами является абсолютно необходимым для любого теоретика, желающего работать в физике элементарных частиц. Только из сугубо научной литературы можно узнать, например, как теория полюсов Редже сопрягается с КХД или как в хромодинамике вычислить ассимптотику пионного формфактора. Нет подробного описания Минимальной суперсимметричной модели. Впрочем, зачем подниматься на такие высоты? В русскоязычных руководствах студенту нельзя найти даже расчет реакции аннигиляции электрона и позитрона в нейтральные Z-бозон и бозон Хиггса. Приведенный мной список весьма субъективен и не полон. Любой специалист без труда дополнит его еще десятком пунктов. Естественно, что подобная удручающая ситуация прямо связана с теми социальными и экономическими процессами, которые имели место в России последние 10-15 лет. И с тем, как эти процессы негативно отразились на состоянии отечественной науки и отечественного образования. Я призываю к изменению сложившейся ситуации! А именно к тому, чтобы сначала в сети, а затем и в печатных изданиях появились статьи и курсы, рассчитанные на студентов физических специальностей ВУЗов, в которых бы с одной стороны достаточно подробно, а с другой достаточно адаптировано излагались бы основные экспериментальные и теоретические достижения последних лет в физике элементарных частиц. Очевидно, что подобная задача не выполнима для одного человека, который активно работает в науке. Нужна группа единомышленников с общим координационным центром. Я предлагаю создать подобную группу и готов взять на себя всю координационную работу. Кроме того, я уже сделал первый вклад в данный проект. А именно, перевел и прокомментировал статью Гордона Фрейзера "Мелодрама под названием "Время искать Хиггс", перевел статью "Прямое доказательство наблюдения нейтринных осцилляций" и в скором времени предложу сетевому читателю большую заметку "Физика элементарных частиц и top кварк". Еще раз особо хочу отметить, что я не предлагаю создать серию популярных статей о науке. Я предлагаю создать серию научно-образовательных статей, рассчитанных на студентов-старшекурсников и аспирантов. Но эти статьи должны быть несколько легче для чтения, чем обзоры в "Успехах физических наук". Например, экспериментальные работы могут быть изложены в духе классических монографий Д.Перкинса и К.Н.Мухина, а теоретические на уровне "Калибровочных теорий в физике элементарных частиц" Т.-П.Ченга и Л.-Ф.Ли. Предлагаю назвать данный проект "Студенту о новейших достижениях в физике элементарных частиц". Ниже перечислю рекомендации и требования, которым должен следовать каждый участник проекта 1. Печатать свои заметки лучше всего на "раскрученных" научных сайтах типа "Русского переплета", phys.web.ru и scientific.ru (не обязательно). В конце концов, все русскоязычные научные сайты делают одно нужное дело. 2. В предисловиях каждой заметке необходимо ссылаться на данный проект и указывать список предыдущих статей (обязательно). Это делается для того, чтобы потенциальный читатель, найдя одну статью, мог легко отыскать все остальные. Полный список статей проекта на момент публикации можно получить у координатора проекта. 3. Статьи должны быть написаны по-русски и отражать научную точку зрения (обязательно). Спорные и антинаучные статьи к участию в проекте не принимаются, поскольку школьников и студентов необходимо обучать только хорошо установленным фактам и признанным теориям. Уровень статей должен соответствовать уровню лекций и учебников для студентов старших курсов физических специальностей, специализирующихся в области экспериментальной и теоретической физики элементарных частиц (допускаются разумные отклонения в сторону усложнения или упрощения материала). 4. Каждая потенциальная статья проекта должна пройти рецензию у координатора. Только после этого она будет считаться частью проекта (обязательно). Любые "партизанские действия" и самовольные примазывания к проекту будут караться всеми доступными в Internet-е средствами. Когда (если) участников проекта станет больше трех человек, можно будет подумать о коллективном рецензировании и о коллективном согласии принятия той или иной статьи в проект. 5. Материалы проекта могут без всяких ограничений использоваться в некоммерческой педагогической деятельности преподавателей и при обучении самих студентов. Любые перепечатки обязаны содержать ссылки на оригинальные статьи проекта. Плагиат и присвоение Internet-публикаций будут преследоваться по закону. Это возможно, поскольку, например, "Русский переплет" имеет официальную регистрацию в Министерстве РФ по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций. Участие в проекте - добровольное дело каждого физика. Никакого материального поощрения участников проекта в ближайшее время не предусмотрено. В качестве побудительного мотива может выступать, например, ответственность активно работающих российских физиков перед отечественными физиками следующего поколения. Наше государство такой ответственностью по отношению к ученым, увы, не обладает. В качестве гонорара могу предложить только удовлетворение от хорошо сделанной и такой нужной для совершенствования российского образования работы. Ну и еще осознание того, что участники проекта являются прямыми продолжателями лучших традиций российской интеллигенции. Хотя последнее утверждение и пафосное, но верное. По всем вопросам обращаться к координатору проекта Николаю Викторовичу Никитину: nik679@monet.npi.msu.su. Источник: Наука в "Русском переплете"
111 |
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|