Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Уголок науки / Сайты о науке

Оставить отзыв. (0)

Студенту о новейших достижениях в физике элементарных частиц

После относительного затишья, начиная с 2000-ого года, физику элементарных частиц буквально взорвал ряд новых экспериментальных результатов. Самый сильный из них - открытие нейтринных осцилляций Нейтринной обсерваторией Садбери в 2001- -ом году. Несколько менее научную общественность взбудоражили эксперименты по обнаружению СР-нарушения в системах нейтральных B-мезонов, эксперименты по прецизионному измерению параметров СР-нарушения в системах нейтральных каонов и окончательное экспериментальное доказательство существования механизма прямого СР-нарушения. В последние годы были выполнены эксперименты по доказательству отличия тау-лептонного нейтрино от мюонного и электронно. В CERNe "чуть было" не открыли бозон Хиггса. Появился целый ряд многообещающих экспериментальных работ по поиску дибарионов и глюболов.

К сожалению, ни один из этих экспериментальных фактов не получил отражения в учебной литературе. Да что открытия последних лет, на русском языке нет ни одного хорошего описания обнаружения t-кварка (1995 г.) и исследования осцилляций B-мезонов (конец 1980-х)! Не лучше ситуация и с теорией. До сих пор на русском языке отсутствует доступное для студентов описание правил сумм КХД Вайнштейна-Захарова-Шифмана (рубеж 1970-х и 1980-х; раритетные лекции на 8-ой школе физики ИТЭФ (1981 г.) и пара страниц в "КХД" Индурайна не в счет), правил сумм КХД на световом конусе (конец 1980-х, начало 1990-х) и эффективной теории тяжелых кварков (1990-ые), в то время как владение данными методами является абсолютно необходимым для любого теоретика, желающего работать в физике элементарных частиц. Только из сугубо научной литературы можно узнать, например, как теория полюсов Редже сопрягается с КХД или как в хромодинамике вычислить ассимптотику пионного формфактора. Нет подробного описания Минимальной суперсимметричной модели. Впрочем, зачем подниматься на такие высоты? В русскоязычных руководствах студенту нельзя найти даже расчет реакции аннигиляции электрона и позитрона в нейтральные Z-бозон и бозон Хиггса. Приведенный мной список весьма субъективен и не полон. Любой специалист без труда дополнит его еще десятком пунктов.

Естественно, что подобная удручающая ситуация прямо связана с теми социальными и экономическими процессами, которые имели место в России последние 10-15 лет. И с тем, как эти процессы негативно отразились на состоянии отечественной науки и отечественного образования.

Я призываю к изменению сложившейся ситуации! А именно к тому, чтобы сначала в сети, а затем и в печатных изданиях появились статьи и курсы, рассчитанные на студентов физических специальностей ВУЗов, в которых бы с одной стороны достаточно подробно, а с другой достаточно адаптировано излагались бы основные экспериментальные и теоретические достижения последних лет в физике элементарных частиц.

Очевидно, что подобная задача не выполнима для одного человека, который активно работает в науке. Нужна группа единомышленников с общим координационным центром. Я предлагаю создать подобную группу и готов взять на себя всю координационную работу. Кроме того, я уже сделал первый вклад в данный проект. А именно, перевел и прокомментировал статью Гордона Фрейзера "Мелодрама под названием "Время искать Хиггс", перевел статью "Прямое доказательство наблюдения нейтринных осцилляций" и в скором времени предложу сетевому читателю большую заметку "Физика элементарных частиц и top кварк".

Еще раз особо хочу отметить, что я не предлагаю создать серию популярных статей о науке. Я предлагаю создать серию научно-образовательных статей, рассчитанных на студентов-старшекурсников и аспирантов. Но эти статьи должны быть несколько легче для чтения, чем обзоры в "Успехах физических наук". Например, экспериментальные работы могут быть изложены в духе классических монографий Д.Перкинса и К.Н.Мухина, а теоретические на уровне "Калибровочных теорий в физике элементарных частиц" Т.-П.Ченга и Л.-Ф.Ли.

Предлагаю назвать данный проект "Студенту о новейших достижениях в физике элементарных частиц". Ниже перечислю рекомендации и требования, которым должен следовать каждый участник проекта

1. Печатать свои заметки лучше всего на "раскрученных" научных сайтах типа "Русского переплета", phys.web.ru и scientific.ru (не обязательно). В конце концов, все русскоязычные научные сайты делают одно нужное дело.

2. В предисловиях каждой заметке необходимо ссылаться на данный проект и указывать список предыдущих статей (обязательно). Это делается для того, чтобы потенциальный читатель, найдя одну статью, мог легко отыскать все остальные. Полный список статей проекта на момент публикации можно получить у координатора проекта.

3. Статьи должны быть написаны по-русски и отражать научную точку зрения (обязательно). Спорные и антинаучные статьи к участию в проекте не принимаются, поскольку школьников и студентов необходимо обучать только хорошо установленным фактам и признанным теориям. Уровень статей должен соответствовать уровню лекций и учебников для студентов старших курсов физических специальностей, специализирующихся в области экспериментальной и теоретической физики элементарных частиц (допускаются разумные отклонения в сторону усложнения или упрощения материала).

4. Каждая потенциальная статья проекта должна пройти рецензию у координатора. Только после этого она будет считаться частью проекта (обязательно). Любые "партизанские действия" и самовольные примазывания к проекту будут караться всеми доступными в Internet-е средствами. Когда (если) участников проекта станет больше трех человек, можно будет подумать о коллективном рецензировании и о коллективном согласии принятия той или иной статьи в проект.

5. Материалы проекта могут без всяких ограничений использоваться в некоммерческой педагогической деятельности преподавателей и при обучении самих студентов. Любые перепечатки обязаны содержать ссылки на оригинальные статьи проекта. Плагиат и присвоение Internet-публикаций будут преследоваться по закону. Это возможно, поскольку, например, "Русский переплет" имеет официальную регистрацию в Министерстве РФ по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций.

Участие в проекте - добровольное дело каждого физика. Никакого материального поощрения участников проекта в ближайшее время не предусмотрено. В качестве побудительного мотива может выступать, например, ответственность активно работающих российских физиков перед отечественными физиками следующего поколения. Наше государство такой ответственностью по отношению к ученым, увы, не обладает. В качестве гонорара могу предложить только удовлетворение от хорошо сделанной и такой нужной для совершенствования российского образования работы. Ну и еще осознание того, что участники проекта являются прямыми продолжателями лучших традиций российской интеллигенции. Хотя последнее утверждение и пафосное, но верное.

По всем вопросам обращаться к координатору проекта Николаю Викторовичу Никитину: nik679@monet.npi.msu.su.


Источник: Наука в "Русском переплете"
Оставить отзыв. (0)

111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa