...одна и та же религия существенно изменяет свое содержание соответственно степени экономического развития исповедующих ее народов
Плеханов Г.

Уголок науки / "Чудеса" науки и техники

Как зафиксировать гравитационные волны?

Австралийские исследователи разработали технологию, которая поможет астрономам по всему миру в их попытках обнаружить гравитационные волны.

Командам исследователей, возглавляемая студентом-медалистом Кирком Маккензи из Физического Отделения Австралийского Национального Университета продемонстрировала технологию использования сжатого света, направленную на улучшение чувствительности интерферометров, построенных для обнаружения гравитационных волн. Сжатый свет легок и фаза волны в нем более точно известна, по сравнению с обычным светом.

Согласно теории, гравитационные волны - это результат воздействия больших тел во Вселенной, будь то галактики, звезды или планеты, и исходят от них непрерывно. Они представляют собой эхо воздействия сил гравитации от этих тел, и, астрономы надеются, что их обнаружение могло бы пролить свет на том, что случилось во время Большого Взрыва, породившего Вселенную.

До настоящего времени никому еще не удалось обнаружить гравитационные волны. Проблема состоит в том, что их проявление чрезвычайно мало, и их обнаружение сравнимо с попыткой обнаружить объект шириной с человеческий волос на расстоянии Солнца.

"Но ученым в лаборатории удалось отладить механизм использования сжатого света, который в конечном счете поможет большим обсерваториям обнаружить даже самые маленькие гравитационные волновые сигналы эха Большого Взрыва", сказал руководитель Маккензи, профессор Дэвид Макклелланд.

Результаты исследований опубликованы в августовском выпуске Physical Review Letters.

Чтобы произвести сжатый свет, ученые использовали зеленый свет лазера и пропустили его через нелинейный кристалл, который удвоил его частоту. Кристалл воздействует различными способами на амплитуду, причем в большей степени, чем на фазу света. В результате, зеленый свет становится невидимым и инфракрасным.

Следующий шаг в решении задачи, - это отладить технологию от лабораторной до стадии полнофункционального датчика, типа тех новых больших интерферометров, что были недавно построены. Один из них, - LIGO проектируют в США. Его длина около 4 км и на концах его оценивают свойства и результаты столкновений пучков света. Одна из его текущих целей состоит в фиксации изменении фазы, когда гравитационная волна проходит через него.

Маккензи в настоящее работает в Массачусетском Институте Технологий, чтобы понять, как сжатый свет можно применить к LIGO, чтобы легче отловить гравитационные волны.

Имеются два условия, выполнение которых позволит уловить гравитационные волны. Первое должно состоять в том, что необходимо иметь стабильный источник сжатого света. Второе заключается в необходимости иметь достаточно чувствительное устройство, которое было бы ограничено приемом только оптического света.

Второе условие требует исключения множества различных типов шумовых источников, прежде чем запустить устройство в работу.

Недавно эта задача стала актуальной. С этой целью были построены большие интерферометры и во всем мире теперь начинают ждать результатов их работы.

Источник: Новости Науки и Техники