Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого.
Шоу Бернард

Уголок науки / Замечательная природа

Ген позволяет растениям точно вести время все 24 часа в сутки

Группа ученых во главе исследователей Висконсин-Медисонского Университета обнаружила ген, который регулирует суточный хронометраж растений и определяет, когда они должны цвести или менять положение листьев. Этот ген позволяет растениям точно вести время все 24 часа в сутки.

Результаты исследований были опубликованы 6 сентября в выпуске журнала Natute.

Данное открытие добавляет новые вопросы ко все еще неразрешенной загадке того, как растения регулируют переходы от вегетативного роста до цветения, и управляют своими ежедневными циклами (например, раскрытием цветков или закрытием, опусканием или подниманием листьев и т.п.). Марк Дойл, ведущий автор этой статьи, говорит, что их открытие может помочь в сельском хозяйстве максимизировать вегетативный рост зерновых культур или управлять их синхронизацией цветения и семенной продуктивностью.

Работая с растениями, молекулярный биолог Ричард Амасино из Отделения Биохимии совместно с Дойлом идентифицировали новый ген, который регулировал цветение в зависимости от длительности светового дня. Они назвали его ELF4.

"Пока ученые еще не нашли гены, подобные ELF4, вне царства растений", говорит Амасино. "Все живые организмы на планете имеют эти внутренние часы, но имеются различные молекулярные механизмы, которые задействуют их."

Ученые Висконсин-Медисонского Университета обнаружили данный ген-хронометр в Arabidopsis thaliana, - малом растении, на котором во всем мире принято ставить генетические эксперименты, оценивая физиологию и молекулярную биологию другой флоры. Эти растения обычно быстро зацветают, когда световой день равен 12 часам или более, но значительно оттягивают цветение, когда длительность светового дня не превышает 8 часов. Скотт Мичелс и Фриц Шомбург из лаборатории Амасино создавали десятки тысяч растений с индивидуальными инактивированными генами, а Дойл выращивал их в условиях восьмичасового светового дня. Он идентифицировал одно растение, которое зацвело рано, несмотря на восьмичасовой световой день, но оказалось, что это потому, что растение было мутантным, в котором ELF4 ген был инактивирован. И тогда ему удалось изолировать и идентифицировать ELF4 ген.

Дойл и Амасино для подтверждения своих достижений из независимых источников, послали растения с и без ELF4 гена в лабораторию Эндрю Миллара в Университете Уорвик, Англия. Когда группа ученых Уорвикского Университета держала растения в непрерывном свете или темноте, растения с активным ELF4 геном продолжали свои суточные движения листьев. Растения без активного ELF4 гена быстро потеряли связь с реальным 24-часовым суточным временем и стали реагировать на текущие условия среды. Тем самым, они подтвердили выводы Дойла и Амасино.

Когда же Дойл восстановил работу ELF4 гена на мутантных растениях, они смогли снова вести свой суточный цикл даже под постоянным светом или полной темнотой.

"ELF4 - это точный хронометр 24-часового суточного цикла", говорит Дойл. Однако, он обращает внимания, что имеются пять или шесть других генов, которые также влияют на работу "часов" растений.

Ученые пока еще не нашли объяснение молекулярной электрической схемы, в которой эти гены и белки, произведенные от них, заставляют растения придерживаться 24-часового суточного цикла. Для разгадки секрета работы самых маленьких часов в мире потребуются дальнейшие исследования.

Источник: Новости Науки и Техники