Нужно совсем превратиться в скота, чтобы вообразить себе, что булку и вино можно превратить в бога.
Вольтер

Уголок науки / Расшифровка геномов

Прирожденные убийцы

Татьяна БАТЕНЕВА

В начале октября Британский совет по биоэтике опубликовал доклад под названием "Генетика и человеческое поведение: этический контекст". В нем утверждается, что в будущем, прежде чем выносить приговор преступнику, судьи должны будут выяснить его генетический портрет - возможно, склонность к насилию и агрессивность есть не что иное, как врожденное свойство.

Сообщение о том, что обнаружен единичный ген агрессивности, который объясняет, как из мальчиков с плохим поведением получаются насильники и прочие преступники, международная команда исследователей сделала еще в августе. Этот ген, вернее, его ослабленный вариант был обнаружен у 85 процентов молодых людей, которые проявили себя девиантным поведением в детстве, а, повзрослев, стали настоящими преступниками.

- Если подобный ген будет обнаружен у человека, который к тому же находится в среде, способствующей развитию этой наклонности, можно будет попытаться сначала провести соответствующее лечение, прежде чем прибегать к наказанию, - заявил, представляя доклад, профессор Роберт Хеппле, председательствующий на рабочем совещании совета по биоэтике. - Это доказывает, что в развитии индивида природные факторы и воспитание одинаково важны, - добавил он.

В интервью журналистам агентства Рейтер профессор Хеппле также высказался в том смысле, что любой человек, заметив в себе особую агрессивность, может обратиться к специалистам и пройти курс лечения. Это позволит удерживать природную предрасположенность к насилию в разумных рамках или канализировать ее в иных направлениях. Все это не значит, развил свою мысль профессор, что лишь генетическая информация предопределяет антиобщественное поведение. Было бы прискорбно для науки, если бы на основании этого открытия людей стали задерживать превентивно лишь потому, что у них есть "нехороший" ген.

Распространив эту информацию, агентство никак не комментировало ее и не сообщило, как именно ученые предлагают выявлять "плохих мальчиков" - подвергая генетическому обследованию малолетних хулиганов, выявляя семьи с "нехорошим геном" или проводя поголовный генетический скрининг преступников по приговору суда. Тем не менее само по себе заявление совета по биоэтике является знаковым. Оно со всей очевидностью показывает, что мир вплотную подошел к проблеме, которая навалится на нас в ближайшие годы всей своей тяжестью. Это проблема столкновения традиционной этики с фантастическими возможностями новой науки. Она возникает не впервые - в той или иной форме конфликт обострялся с каждой новой ступенью развития цивилизации. Сначала как столкновение человека с машиной (эпоха технической революции), потом как столкновение человека с веществом (эпоха атомной энергии), еще позже как столкновение человека со Вселенной (эпоха освоения космоса). Теперь мы подошли к столкновению человека с замыслом Природы. Генетика и молекулярная биология открывают такие возможности вмешательства в тайну жизни и манипуляций природой человека, что любые фантастические романы-предвидения меркнут. Что получится в результате? Сможем ли мы удержаться от соблазна "усовершенствовать" самих себя или влезем в тайное тайных, откуда обратного пути может и не быть?

Сергей РАЗИН, генетик:

Менять природу человека небезопасно

Комментирует сообщение из Великобритании для "Известий- Науки" член-корреспондент РАН Сергей РАЗИН, заведующий лабораторией структурно-функциональной организации хромосом Института биологии гена Российской академии наук:

- Разумеется, многие свойства и особенности характера и поведения человека, как и животного, генетически детерминированы. Чтобы это заметить, совсем не надо быть генетиком. К примеру, в США почти нет агрессивных собак - штраф за злобное поведение животного на улице столь высок, что такие собаки уничтожаются давно и систематически, остаются только дружелюбные, не злые. А если можно методом отбора повысить или понизить агрессивность, значит, этот признак наверняка генетически детерминирован и есть гены, которые отбор может убрать из популяции.

- Именно такой ген и имели в виду британцы?

- Не думаю, что такой признак может определяться единственным геном, скорее всего это все же группа генов. Но даже предположим, есть единственный ген - и что дальше? Агрессивность - это часть естественного поведения человека. Без нее в конечном счете он превратится в муравья. Это у муравьев все разделено: эти солдаты, и они должны быть агрессивны, а эти работяги - им агрессия ни к чему. Ни одно общество не допустит, я надеюсь, чтобы люди пошли по такому пути. Агрессивность в принципе типична и необходима для многих людей, к примеру, в спорте без нее ничего достичь нельзя. Любой лидер агрессивен, и если уничтожать генетические основы агрессивности, не исключено, что общество лишится лидеров. Все будут тихие и спокойные, как овечки.

- А в науке нужна агрессивность?

- Сейчас и науке нужна гораздо больше, чем прежде. Раньше ученый просто сидел и думал, а сейчас он должен сочетать в себе качества ученого и организатора, который может найти для науки деньги, а их без агрессивности не достать. Мало того, людям вообще присущ некий элемент агрессивности, даже жажды крови. Кто бывал в Испании на корриде, тот знает: зрители не столько наслаждаются зрелищем, сколько ждут, как бык поднимет кого-то на рога, - и весь стадион взрывается. Пытаться генетически манипулировать этим - очень большая опасность, в конечном счете можно уничтожить саму сущность человека.

Источник: www.izvestia.ru