Мне часто кажется, что лучше бы Ной и его команда опоздали на свой ковчег.
Твен Марк

Уголок науки / Замечательная природа

В толще земной коры найдена жизнь

Ученые обнаружили на глубине около 3,5 км от поверхности Земли новые виды бактерий, которые живут за счет энергии радиоактивного распада.

Теоретически можно обнаружить жизнь везде, где есть разломы, заполненные водой, содержащей уран, утверждает Туллис Онстотт (Tullis Onstott), микробиолог из Принстонского Университета (Princeton University) в Нью-Джерси, США.

По мере того, как исследователь углубляется в толщу земной коры, температура и давление возрастают, а вот органические вещества и кислород, необходимые для подавляющего большинства живых существ, исчезают. До сих пор ученые находили бактерий на глубине не более 1 км от поверхности Земли. Двигаться глубже исследователям мешала возможность загрязнения образцов примесями из более поверхностных слоев, а также высокая стоимость подобных проектов.

Онстотт и его коллеги сотрудничали с бурильщиками на южноафриканских золотых приисках, и в скважинах глубиной 3,5 км они обнаружили горячую воду, содержащую бактерии. Эта вода насыщена растворенным водородом, причем его концентрация в почти в сотню миллионов раз выше, чем должна быть в обычных условиях. Присутствие радиоактивных изотопов в этой воде, по мнению Онстотта, говорит о том, что газ образовался благодаря энергии распада урана из окружающих скважину урановых руд, которая послужила причиной реакции расщепления воды на водород H2 и кислород O2. Предположения о таком способе производства водорода у бактерий уже выдвигались и раньше, но до сих пор не было найдено подтверждение этой гипотезы.

Бактерии, извлеченные из скважин, очень плохо растут в условиях лаборатории. Результаты генетических исследований свидетельствуют о том, что они находятся в родстве с бактерией Pyrococcus abyssi, найденной в горячих источниках на дне моря. Новые бактерии, по мнению ученых, похожи на самые первые микроорганизмы, возникшие на Земле. В качестве источника энергии в отсутствие кислорода они используют химические реакции с участием водорода и серы.

Однако некоторые последовательности ДНК открытых Онстоттом бактерий не имеют аналогов ни у одного из существующих видов живых существ. Онстотт не исключает, что в образцах из скважин они нашли бактерии с принципиально новыми принципами метаболизма.

По данным радиоизотопного анализа, некоторые "карманы" в толще земной коры, которые исследовал Онстотт, были изолированы на протяжении нескольких сотен миллионов лет.

Онстотт предполагает, что подобные принципы исследований могут применяться в поиске жизни на Марсе. Уже известно, что на Марсе есть вода и уран, хотя и в меньших, по сравнению с Землей, количествах. "На Марсе нужно искать водород, просачивающийся из разломов коры планеты", - считает он.

Источник: www.nature.ru