Трудно богу доказать свое алиби.
Лец Станислав

Уголок науки / "Чудеса" науки и техники

Исследования внеземной жизни

Происхождение жизни на Земле остается загадкой. Еще в 1920-е годы А.И.Опарин начал в России эксперименты (правда безуспешные) в попытке искусственно создать жизнь в лаборатории. Позже великий астрофизик Ф.Хойл выдвинул идею "панспермии", непосредственно возникшей из его же идеи стационарной Вселенной. 22 марта 2002 года в ГАИШ на 90-м заседании ОСА А.Ю.Розанов (И-т Палеонтологии РАН) докладывал "Об исследовании возможности существования микроорганизмов в метеоритах". Сообщаем об очередной сенсации с критическим комментарием специалиста.

Для занятия наукой необходим не только интеллект. Необходима отвага. Отвага для неординарных заявок.

Доктор Джаянт Нарликар сделал недавно такую заявку: возможное открытие внеземной жизни... Если эта заявка верна, то впервые можно говорить, что мы не одиноки. Что действительно жизнь существует не только на планете Земля! Нарликар и его сотрудники, включая знаменитого Н. Викрамасинга, нашли микроорганизмы. И хотя эти микробы не похожи на маленьких зеленых человечков с Марса, которых мы с нетерпением ждали, открытие является грандиозным и привносит новые возможности в направлении "панспермии": теории, по которой жизнь существует и распространяется по вселенной в форме зародышей или спор. В подходящей среде такие зародыши начинают развиваться. Панспермия означает также, что жизнь на Землю могла быть занесена из космоса.

Интервью с Д.Нарликаром, проведенное С.Ф. Ашрафом:

Вопрос. Когда и где вы начали эксперименты по поиску жизни вне Земли?

Ответ. Капсула, прикрепленная к аэростату, была запущена в январе 2001 с аэростатного полигона Tata Institute of Fundamental Research в Хайдерабаде.

В. На каких свидетельствах вы основываете свою заявку на открытие внеземной жизни?

О. Живой материал нашли (определили) на высоте 41 км и это невозможно было бы сделать с Земли. Вулканический пепел не поднимается выше 25 км и не задерживается больше, чем на несколько недель. Наш эксперимент мы проводили в момент, когда не было каких- либо вулканических извержений в предыдущие несколько месяцев. Остатки от разрушенных спутников и ракет были учтены и не могли повлиять на собранный нами материал. Были предприняты специальные предосторожности, что практически исключает лабораторное заражение (загрязнение). Это подтверждает и тип выделенных бактерий, которые не растут на обычных средах и относятся к редкой разновидности.

В. Как международная научная общественность отреагировала на ваше открытие?

О. Мы встретили интерес + любопытство + некий процент скептицизма. Это вполне естественно, когда заявляется о чем-то противоположном устоявшимся представлениям.

В. Собираетесь ли вы сотрудничать с международным сообществом астрономов, астрофизиков и космологов?

О. Хотелось бы провести больше подобных экспериментов. В настоящем эксперименте принимали участие два университета из Великобритании.

В. Какие именно микробы вами найдены?

О. Во-первых, с помощью катионных красителей мы показали наличие живых клеток прямо на фильтрах. Во-вторых, эти клетки были выращены на среде, содержащей агар и картофельную декстрозу (т.е. глюкозу, полученную гидролизом картофельного крахмала). Эти микроорганизмы были идентифицированы как Staphylococcus pasteuri. Были найдены также палочковидные бациллы и грибы (Engyodontium albus de Hoog). Эти данные мы получили из лабораторий молекулярной биологии Дэвида Ллойда в Кардиффе и Милтона Вейнрайта (обе в Великобритании).

Слева: скопление клеток из стратосферного изолята, флуоресцирующих после окраски карбоцианином. (Для обнаружения мембранного потенциала и жизнеспособности клеток).
Справа: клетки с 39 км после окраски акридином. (Для обнаружения нуклеиновых кислот).

В. Почему вы думаете, что эти свидетельства выдержат тщательную проверку с помощью современных научных методов?

О. По уже приведенным причинам и предпринятым предосторожностям против внешнего загрязнения, мы думаем наши данные достоверны и выдержат проверки.

В. Как вам удалось избежать загрязнение с Земли? Чем ваш метод криопроб, использованный для забора бактерий, отличается от ранее использованных методов? Не могли бы вы поделиться деталями?

О. Индийская Организация Космических Исследований разработала криосемплер для ранних экспериментов по отбору проб в атмосфере и успешно их использовала. Криосемплер снабжен вакуумными стерильными трубками из нержавеющей стали, которые открываются и закрываются с помощью "телекоманд". Он также имеет крионасос, наполняющий трубку воздухом при температуре жидкого неона. Это самая лучшая установка на сегодняшний день.

Вакуумные стерильные криопробы.
Слева: в сборке, готовой для погружения в жидкий Ne для запуска.
Справа вверху: стерилизация высокой температурой 140 градусов Цельсия в вакуумной инфракрасной установке.
Справа внизу: стерилизация паром.

В. Каковы ваши предположения, относительно происхождения обнаруженных вами форм жизни? Могли ли они попасть в окрестности Земли из метеоритов или подобных им тел? Или возможно они находились в следах Облака Оорта (пояс небесных камней, вращающихся на далекой внешней границе нашей Солнечной Системы)?

О. Пока трудно сказать. На этой стадии исследования можно считать более вероятным, что они появились из космоса (пришли скорее сверху, чем снизу). Профиль плотности (?) по высоте вроде бы подтверждает эту гипотезу. Необходимо продолжить эксперименты, чтобы связать находки со специфическими носителями (вроде комет или метеорных потоков).

В. Каковы физические условия, которые могли бы привести к развитию таких форм жизни?

О. Пока не будет ясен источник, откуда микроорганизмы попали в околоземное пространство, говорить об этом рано.

Культуры B. Simplex (слева) и S. pasteuri (справа), выращенные на LB среде из образцов с высоты 41 км. (x1000)

Вверху слева: кокки и палочка из мембран с высоты 41 км до культивирования.
Вверху справа : растущие кокки после выращивания на агаре.
Внизу: делящиеся кокки после выращивания на агаре.

Примечание переводчика

Поскольку найденные организмы идентичны видам, благополучно живущим на земле, более вероятно все же ( увы) их земное происхождение. Эти организмы не являются самыми примитивными или самодостаточными (т.е. не нуждающимися в органических источниках питания). Ни один из названных видов не является родоначальником всех остальных земных видов. Так что открытие может состоять в том, что мелкие формы жизни могут подниматься на очень большие высоты по неясным пока путям (поскольку система забора проб, по-видимому, действительно исключает примитивное земное заражение). Или наличие микроорганизмов на таких высотах может, например, указывать на очень сильное (и неучтенное) загрязнение космоса отходами от всевозможных летательных аппаратов (естественно, не стерильных). Как известно, обитаемые летательные аппараты также все отходы выбрасывают в открытый космос. Конечно, приблизительную концентрацию микроорганизмов, попавших таким путем в околоземное пространство, можно прикинуть. Так что возможны и другие объяснения полученных данных. В противном случае пришлось бы предполагать, что из дальнего космоса на Землю непрерывно сыплются случайные представители случайных семейств одноклеточных организмов. Трудно представить себе перемещение в жестких условиях вакуума и излучения более нежных и крупных организмов. Следовательно, эти находки предполагают наличие эволюции на Земле. Найденные микроорганизмы, как уже было сказано, не могут претендовать на начальные звенья этой эволюции. Впрочем, теория панспермии вполне достойна и обсуждения и дальнейших попыток подтвердить ее в эксперименте.

Источник: www.rediff.com