Осел, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад.
Гольбах П.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное

Программа для водителей такси там

Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Уголок науки / Наука и религия

Оставить отзыв. (0)

Христос из Кумрана…?

Христос из Кумрана…?
24 декабря 00:25
О чем говорится в свитках, найденных в Иудейской пустыне на берегу Мертвого моря, как повлияли Кумранские находки на соотношение христианства и иудаизма, кем был «учитель праведности» из Кумранской общины рассказывают историк и философ Игорь Тантлевский и филолог Леонид Кацис.



Материалы к программе:

В 1946 в Иудейской (Иорданской) пустыне бедуины нашли в пещерах свитки, которые они использовали, начиная с того, что делали из них обувь, и кончая тем, что продавали их коллекционерам.
О чем говорилось в свитках, найденных в 1940-х годах в Иудейской пустыне? Был ли «учитель праведности», предводитель Кумранской общины ессеев, тем, кто последние две тысячи лет известен как Иисус Христос?
Как повлияли Кумранские находки на вопрос о соотношение христианства и иудаизма?
В тот момент, когда стало ясно, что это такое, были снаряжены экспедиции, которые нашли целые хранилища этих свитков в сосудах. Поиски продолжались до 1955 года. Постепенно вызревала идея о том, что из содержания этих свитков можно сделать вывод о существовании апокалиптической еврейской секты ессеев, причем упоминалось имя «учителя праведности», и из этого всего делался вывод о том, что этот «учитель праведности» был тот человек, которого на протяжении последних двух тысяч лет знали под именем Иисуса Христа. Именно это было ядром того, что в последствии стало известным как Кумранская проблема.
Проблема соотношения христианства и иудаизма, исторического соотношения, всегда стояла чрезвычайно остро и запутанно как в иудаике, так и в христианской традиции. Кумранская находка вместо анализа и реконструкций предложила огромный корпус (порядка 800) реальных текстов.
Смысл состоял в том, что термин «ессеи» употреблялся в Евангелиях и у Филона Александрийского, но что это за ессеи, никто не знал. Эта была какая-то иудейская секта наряду с фарисеями и саддукеями. Находка ессейских текстов Кумаран свидетельствовала о том, что между иудаизмом и христианством, между Ветхим Заветом и Новым существовала серьезная и медленно перетекающая из одного в другое идеологическая прослойка. Появилась «интертестаметальная» (термин И. Р. Тантлевского) литература. Комплекс текстов последовательно процесса перехода от иудаизма к христианству.
Идеология есессев носила апокалиптический характер. У этой общины был сакральный тайный текст, в котором описывалось то, в каком виде должен существовать новый неоскверненный Иерусалимский храм, взамен того, который, по их мнению, был осквернен.
Был ли основатель Кумранскиой общины и «учитель праведности» – одним лицом? Это одна из проблем кумранистики.
Ищутся соответствия между текстами Кумрана и различными пророческим книгами. Пытаются идентифицировать некие символические описания как некоторые исторические события, что у скептически настроенных историков вызывает законное сомнение как научный экстремизм, но именно этим славен г-н Тантлевский, книги которого поэтому называют «лихими».
Потом оказалось, что мессий, «учителей праведности», больше, чем один, и тут же началась гонка за тем, кому все эти сокровища будут принадлежать: американцам или только что институциализировавшимся в государство израильтянам.
В течение многих лет шли споры о роли и месте Кумранских свитков, о структуре этой предполагаемой общины и о проблеме самого мессианизма. Открытие свитков, носившее помимо научного сенсационный характер, спровоцировало среди местного населения небывалую волну ожидания мессии. Кумранская проблема сильно заинтересовала советскую науку, поскольку здесь шла речь о чем-то вроде коммунистической секты, о раннем христианском коммунизме.
Сразу же началось «естественнонаучное» исследование проблемы, в котором большую роль играли советские ученые, прежде всего И. Д. Амусин и К. Д. Старков. В 1971 году Амусин издал рукописи текстов Кумрана. Потом отчасти на волне антисемитизма 1973 года исследование Кумранской проблемы в СССР было приостановлено. Второй том Кумранских рукописей был издан на русском языке только в 1996 году.
На Западе же в это время эта наука о Кумране интенсивно развивалась, и начали появляться сомнения, в том, действительно ли то, о чем говорится в свитках, является вообще идеологией некой неизвестной общинной секты ессеев, точно ли это связано с восстанием Бар Кохбы. Не было ли это просто мастерской по изготовлению свитков. Почему говорят о «генизе» – потому что слишком разнородны бывали эти рукописи, слишком многослойны, чтобы говорить безапелляционно о некой единой идеологии.
Начались и другие разговоры - о том, что папский Рим что-то скрывает, что Кумранские находки открывают нечто такое принципиально новое, чего нет в Евангелиях, что принципиально может изменить наше представление о первоначальном христианстве.
Две недели назад появились очередные слухи, что Рим будет выпускать Библию с исправлениями по Кумранским рукописям, но Папа опроверг эти сообщения.
Проблема Кумрана стала достоянием массовой культуры, появилась группа художественных текстов детективного характера о том, как хранят, крадут и скрывают эти рукописи.
Чрезвычайно важный вопрос состоял в том, каково соотношение этих рукописей с христианством и иудаизмом. Суть проблемы заключалась в следующем. На какую религию работала Кумранская находка? Подтверждают ли кумранские рукописи божественность и вообще существование Христа или они скорее свидетельствуют об истинности того, о чем говорит Талмуд, Последнее до сих пор является нерешенной проблемой.
Еще одна проблема. Каково соотношение сведений о наличии апокалиптических сект в Талмуде и в Кумране, что изменилось после нахождения так называемого бронзового «храмового свитка» в нашем понимании позднего иудаизма периода Второго Храма, его обрядовой стороны, религиозных реформ, и что изменилось в нашем понимании поздних «мелких» пророков.
Со временем сенсационная шумиха вокруг Кумрана улеглась. Раньше нахождение каждого свитка вызывало истерические всплески, сейчас к этому относятся спокойно
В истории изучения Кумранских рукописей всегда существовала и большую роль играла проблема переводов (таргумов). Так как очень много текстов написано не на древнееврейском, а на арамейском, то возникали различия в их понимании и толковании. «Музей рукописей Мертвого моря» - там, например, выставлены свитки псалмов и при этом есть тексты, которые отличаются от канона и количественно (то есть имеются такие, которых просто нет в каноне) и качественно.
Одновременно с этим возникает следующий вопрос. В традиции конвертации евреев в христианство часто применялась именно практика использования таргума, то есть подбирались переводы с теми их различиями, которые оказывались промежуточными между иудаизмом и христианством, и они использовались в том духе, что иудаизм значительно ближе к христианству, чем принято считать.


Библиография

Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983.
Амусин И. Д. Находки у Мертвого моря. М., 1965.
Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960.
Старков К. Б. Литературные памятники Кумранской общины: Палестинский сб. 1973. № 24 (87).
Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000.
Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.
Тантлевский И. Р. Книги Еноха. М.; 2000 (Иерусалим, 5760).
Тексты Кумрана/Введен., пер. с древнеевр. и арамейск. и коммент. А. М. Газов-Гинзберг, М. М. Елизарова, К. Б. Старкова. Вып. 2. СПб., 1996.
Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987.
Тексты Кумрана/Пер. Амусина И. Д. Вып. 1. М., 1971.
Yadin Y. The Tample Scroll. Jerusalem, 1977. V. 1-3.


Тема № 50
Эфир 24.12.01
Хронометраж 1:13

Источник: Программа А. Гордона
Оставить отзыв. (0)

111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa