Если незнание природы дало начало богам, то познание ее должно уничтожить их.
Гольбах П.

Уголок науки / Расшифровка геномов

Выявлен один из генов, связанных с регуляцией агрессии и беспокойства

После выяснения генетических механизмов эмбрионального развития ученые планируют заняться генетикой поведения и эмоций. И хотя полное понимание этих вопросов остается пока далекой перспективой, первые шаги в этом направлении делаются уже сегодня.

Нейрофизиологи из Case Western Reserve University School of Medicine обнаружили у мышей ген, названный Pet-1, при выключении которого у животных развивается весьма агрессивный и беспокойный характер.

Такая "GМ" (ген-модифицированная) мышь с яростью набрасывается на любого чужака, попавшего на ее территорию; при этом у нее начисто отсутствуют такие нормальные поведенческие черты, как попытка установить с чужаком предварительный контакт или исследовать, насколько угрожающей является ситуация на самом деле. Кроме того, у мышей, лишенных Pet-1, развиваются черты повышенного беспокойства. Так, они не решаются, например, исследовать открытые пространства.

Ген Pet-1 отвечает за эмбриональное развитие специфического класса клеток головного мозга, вырабатывающих нейромедиатор серотонин, тот самый, благодаря которому, как полагают, повышается настроение от шоколада. Серотонин необходим для нормального проведения нервного импульса между нейронами. Клеток, вырабатывающих его, в головном мозгу относительно немного - несколько сот тысяч, при общем количестве нейронов, исчисляемом триллионами. Многие лекарства - антидепрессанты - повышают эффективность серотонина, способствуя улучшению настроения.

Таким образом, клетки - продуценты серотонина - являются важной частью нервной системы, контролирующей эмоции. Без гена Pet-1 этот класс клеток практически не развивается, что во взрослом состоянии приводит к неадекватно агрессивному поведению. Исследователи отмечают при этом, что двигательная активность, координация и питание у подопытных животных не изменялись.

Нарушения в продукции и действии серотонина у людей также связаны с агрессивностью, беспокойством и подверженностью депрессиям. Ученые надеются, что мыши с отключенным "геном агрессивности" станут удобной моделью для поиска новых лекарств для нормализации психического статуса.

Источник: Аккумулятор новостей