Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?
Бруно Джордано

Рождение и старение "черных дыр"

За прошедшие сутки на научном горизонте обнаружились сразу два примечательных события, связанных с "черными дырами". Одну из них — очень старую — взвесили, другую — очень молодую — "родили".

Иной раз позавидуешь астрономам — их "неземной" профессии. Обсерваторные графики наблюдений на год вперед расписаны, научные программы сверстаны — хочешь или не хочешь, а иди и наблюдай за глубинами космоса. Уж лучше, чем смотреть в телевизор.

Начнем с первой "дыры": той, что постарше. Дыра оказалась не просто пожилая, а ненамного моложе Вселенной, всего на 6%. Таким образом, ей уже стукнуло 13 миллиардов лет, и расположилась она весьма вольготно в центре квазара со сложным названием SDSS J1148+5251. За свою долгую жизнь эта дыра успела проглотить немало космических отбросов, и, как выяснилось, достигла массы трех миллиардов Солнц. Если бы она сидела на диете и питалась исключительно планетами, подобными Земле, то таких "пилюль" ей пришлось бы скушать 1 000 000 000 000 000 штук.

Собственно, эти весовые показатели не являются чем-то необычным в ряду ее дырявых соперниц. Удивительно лишь то, что в стародавние времена галактика с возрастом всего в 700 миллионов лет уже успела коллапсировать в черную дыру, которая до сих пор живет и процветает, не хуже остальных.

Как утверждают астрономы, открытие помогает им проследить "развитие отношений между массой черной дыры и массой галактики на протяжении всей истории Вселенной". Хорошо, если так. Остается добавить, что "взвешивание" было произведено измерением сравнительных отклонений в инфракрасной части спектра излучения определенных частиц вблизи объекта. Это позволило рассчитать скорость их движения и, следовательно, массу самой дыры. Наблюдения велись астрономами Великобритании и Канады при помощи британского инфракрасного телескопа UKIRT, расположенного на Гавайях.

Вторая описываемая дыра рождается буквально в эти секунды, по земным часам. Собственно, сама вспышка гамма излучения, свидетельствующая о космическом взрыве и начале образования черной дыры, и длилась всего несколько секунд. Вспышка была зафиксирована американским спутником HETE 4 октября 2002 года. На Земле сигнал "воздушной тревоги" был услышан астрономами спустя 11 секунд, а уже через три с небольшим минуты японский автоматический оптический телескоп "поймал" источник сигнала.

Чуть позже это удалось сделать телескопу, расположенному в Калифорнии, а потом еще полусотне обсерваторий в разных концах света. Оптическая эмиссия медленно затухала на протяжении двух часов, а исчезающее послесвечение длилось много недель. Как вы понимаете, космическая катастрофа в действительности произошла миллиарды лет назад, а земляне имели честь наблюдать лишь "эхо" тех далеких событий.

Результаты исследования были опубликованы вчера в журнале Nature и несколько озадачили научную общественность. Дело в том, что механизм образования черных дыр до конца не выяснен, как нет и однозначной уверенности в четкой связи между появлением этих объектов и гамма-вспышками. Также до конца не понята физическая природа выброса колоссальных объемов энергии в этой части спектра. В частности, ученых настораживает относительно долгое время затухания сигнала. По всей видимости, это свидетельствует о том, что взрыв массивной звезды, получивший вселенскую "огласку", был довольно "грязным" — обломки разлетались с разными скоростями.

Источник: Аккумулятор новостей