Во что я верю? В Бога если он есть.
Лец Станислав

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (4)


Голубов Дмитрий
Мировоззрение, альтернативное научному и гуманистическому


Уважаемый Валерий Александрович!

Большое спасибо Вам за посылку. Вот только, к сожалению, очень уж долго она ко мне добиралась - целых четыре месяца. В то же время Ваши прямые оппоненты не медлят. В начале июля нам в школу пришло извещение; получена бандероль из Ярославля. Сначала мы думали, что пришли какие-то рекламные буклеты типа приглашения на курсы повышения квалификации, реклама мебели для классов или что-нибудь в этом роде. На почте мне дали заполнить какую-то бумажку. Пока я делал это, на весах появился огромный сверток (7 кг. 900 гр.). Когда я шел на почту, внутри разгорелось любопытство, впрочем, не сильно, потому что я понимал, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и вряд ли можно ждать что-то интересного, кроме сугубо делового или профессионального предложения даже из такой дали. Но когда я увидел эту громадную посылку, то все вылетело из головы. Внутри меня разгорелся такой ажиотаж, что я при моей слабой комплекции на сорокоградусной жаре почти бегом пробежал весь центр города до школы, изнывая от любопытства.

Придя в школу, я вместе с завхозом начал распаковывать бандероль. Оказалось, что ее прислало некое ярославское Издательство "ДИА-пресс". Внутри находилось 12 книг в блестящем синем переплете. Назвались они "Мировоззрение. Для чего мы живем и каково наше место в мире". Когда я прочитал имена авторов: Дэвид Гудинг и Джон Леннокс, - то для меня все стало ясно. Эти протестантские проповедники давно уже пытаются "окормлять" российское образование. Впервые о них я прочитал в одной из газет. Они побывали с визитом в МГУ и раздали студентам "The Holy Bible", а также опубликовали в университетской газете статью ''Почему я христианин" (явно в пику Б. Расселу), напичканную цитатами из апостола Павла. На этом они не остановились. Видимо, сославшись на то, что они сами являются деятелями образования (один из них назвался доктором математики, а другой - профессором греческого языка), они установили, судя по всему, тесные связи с Министерством образования, потому что после этого их статьи стали регулярно появляться в "Учительской газете". Они публиковались там всю первую половину 90-х гг., да и позже. Это были не просто назидательные статьи, а настоящая миссионерская деятельность, так как ими указывался адрес, по которому можно было выписать Евангелие (почему-то только от Иоанна), а так-же какие-то брошюры этих же авторов. Возможно, этим и объясняется то, что на титульном листе полученной нами книги написано: "Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России в качестве пособия для дополнительных занятий в старшей школе". Впрочем, сейчас можно писать, в том числе и на титульном листе, что угодно и от имени кого угодно.

Но, как оказалось, старались господа Гудинг и Леннокс зря. В тот же день, когда были получены книги, сверху пришло постановление о борьбе в школах с сектантством во всех формах (а под определение сектантства, видимо, попадает и все протестантское). Но, может быть, господин Филиппов хочет этим самым расчистить путь чему-нибудь другому? Вполне возможно. Для ясности почитайте статью в "Московских новостях", № 9,25 - 31 июля 2000 г.

Но что же за книгу мы получили? Она издана на прекрасной бумаге в твердом переплете огромным тиражом в 500 тысяч экземпляров. (В стране не хватает обычных учебников, а здесь затрачено столько сырья и, возможно, казенных денег на религиозно-миссионерскую пропаганду.) Четыреста тридцать страниц этого "учебного пособия" посвящены изложению и защите религиозно-фундаменталистского мировоззрения или, как говорят авторы, «философии теизма». Характерно, что в книге не отстаиваются догматы христианского учения какой-то конкретной церкви, нет здесь и систематического изложения христианского догматического богословия. Стратегическая цель издания - посеять подозрение к научной картине мира, подорвать уважение к ценностям гуманизма, ограничить права разума и объективного исследования больших областей действительности, включая нравственность, эстетику, права человека и мировые религии. (Как пишут авторы на стр. 25:".. .Строго говоря, существуют вещи, которые наука не может и не должна объяснять.") В то же время сами авторы хотят рассказать читателям ни больше, ни меньше как о том, "что лежит за наблюдаемой Вселенной" (с. 160).

Первая часть книги называется "Введение". В нем исподволь внушается мысль, что мировоззрение нужно для того, чтобы преодолеть греховный эгоизм и обратиться к божественным заповедям. В разделе Б ("Фун-даментальные вопросы бытия") противопоставляются научно-материалистические и религиозные ответы на эти самые вопросы. Научные ответы даются в очень упрощенной и искаженной форме, а светские этиче-ские учения выглядят странно. Разъясняя, что такое че-ловек, Гудинг и Леннокс крайне вульгарно выстраива-ют альтернативные - научные и гуманистические, с одной стороны, и теологические, с другой - ответы. Первый тип ответов: "Человеческие существа - это не что иное, как материя. Они лишены духа..." "Мораль-ное чувство и чувство долга у человека возникает ис-ключительно в результате социального взаимодей-ствия.. ." "У человеческих существ нет никаких прису-щих им от природы, естественных прав..." "Человек сам ставит себе цели в жизни". "Смерть для каждого человека означает абсолютное пре-кращение существования. От чело-века после смерти ничего не остает-ся". Картина, как видите, безрадост-ная, человек выглядит довольно жал-ким существом, не наделенным при-родой ни разумом, ни нравственными чувствами, ни естественным (отнюдь не произвольным и чисто субъективным) стремлением жить осмысленной жиз-нью, ни способностью к бесконечно совершенствую-щемуся познанию и творчеству, ни правом достойно жить и достойно умереть.

Научно-материалистическое мировоззрение для авторов - это вульгарный материализм, согласно кото-рому человеческие существа являют собой лишь пре-ходящие куски материи, лишенные духа, не обладаю-щие никакими собственными правами и подобно ско-ту или рабам пользующимся "только теми правами, которые даются им обществом и современными им правителями" (с. 19). Совсем нелепым является тезис о произвольности человеческих целей. С точки зрения этих господ, светские гуманисты и атеисты считают, что человеку все равно чем заниматься: учиться, работать, воровать или колоть себе наркотики, поскольку цели субъективны и относительны, а общезначимых целей, общечеловеческих нравственных принципов нет.

Далее эту книгу благодарным воспитанникам мож-но уже и не изучать. Материализм, наука, гуманизм повержены в прах и разбиты. Всем становится ясно, что это за гадости. (Между тем, как-то незаметно про-пускаются разнообразные формы философского иде-ализма и нетеистических религий. Впрочем, о них упо-мянуто вскользь в конце книги как о "'пантеизме" и "по-рождении гуманизма". Не говорится в книге и о либе-ральных формах религии, которые в английском и аме-риканском протестантизме весьма влиятельны.)

Картина духовной жизни человека представляется как противостояние "гнилого" материализма и несу-щего в себе абсолютную истину теизма, в данном слу-чае - протестантского фундаментализма. Ответы пос-леднего также примитивны, как и примитивно истолко-вание научного мировоззрения: "Человек создан Бо-гом... Своими мыслительными способностями чело-век обязан божественному Логосу..." "Моральное чувство человека возникает из "законов Божьих", вло-женных в него Творцом". "Человек обладает... права-ми. .. потому что человек создан Богом, по образу его и подобию". "Главная цель человека -наслаждаться общением с Богом и слу-жить Богу, а также служить своим со-братьям во имя Бога". Ситуация дей-ствительно "убогая"!

В своем миссионерском рвении авторы не только оглупляют феномен человека и его культурные достижения, но и берутся объяснить, откуда проистекает вся эта "мерзость" вроде науки, свободомыслия и гуманизма, откуда возникает конфликт между наукой и религией. Этот конфликт "обусловлен различием фундаменталь-ных предпосылок, которые определяют соответствую-щие интерпретации..." (с. 20). Предварительный вывод из всей этой казуистики столь же архаичен сколь и наи-вен: "А для того, чтобы у нас сложилось правильное мировоззрение (совсем как в рекламе о "бочкаревском пиве"), необходимо прислушиваться не только к голосам ученых, но и прибегать к другим источникам знания" (с.21).

Такими голосами являются: (1) интуиция; (2) сама наука; (3) философия; (4) история; (5) голос божествен-ного самооткровения. Во избежание путаницы здесь сразу следует сказать, что авторы весьма вольно обра-щаются с логикой. Они постоянно нападают на науку и унижают ее, но в то же время постоянно обращаются к мнениям верующих ученых и авторитету науки для до-казательства истинности теизма и религиозного миро-воззрения. Конечно, это совершенно недопустимый логический прием, не говоря уже о моральной его не-добросовестности. Выше приводились слова Гудинга и Леннокса о границах науки, но вот на странице 35 говорится следующее:" .. .Если человек не уверен даже в том, что Бог существует, не будут ли антинаучными поиски доказательств существования Бога? Конечно, нет". Далее по тексту идет грубая подтасовка. Выдаю-щегося ученого, скептика и светского гуманиста Карла Сагана, изучавшего вопрос о возможности существо-вания во Вселенной разумных цивилизаций, авторы зачисляют в круг лиц, ищущих научные доказательства существования Бога. ''Логика" и здесь довольно про-стенькая: там, где разговор о внеземных разумных ми-рах, там разговор о космическом Разуме, а это и есть ничто иное, как Бог.

Не менее предвзято назидатели юношества отно-сятся к ученым. По их мнению, большинство из них — это верующие, а неверующие среди них суть заблуж-дающиеся. Мало того. Что бы ученые и философы-ате-исты ни говорили, существует так называемая свобода воли, которая у нас "от Бога", поэтому мы "интуитив-но знаем, что обладаем способностью свободного вы-бора. Мы сами решаем: почитать книгу или пойти на прогулку, сказать правду или солгать" (с.23). Здесь до-пущены, по крайней мере, две грубые ошибки. Во-пер-вых, в норме решение (неважно осознаваемое или нео-сознаваемое) что-то сделать определяется нашими ес-тественными потребностями, желаниями и эмоцио-нальными побуждениями, а не берется с потолка. Кро-ме того, оно определяется условиями места и времени и рядом других об-стоятельств. Во-вторых, за интуицию выдается здесь что-то стихийное обще-принятое, точнее предрассудок того же рода, что и представление, будто бородавки происходят от лягушек.

Нельзя не удивляться тому, что на страницах книги сме-шиваются научные интуиции (которые в строгом смыс-ле являются либо гипотезами, либо выводами на осно-ве знания) и "интуитивные представления", статус ко-торых обыкновенная обывательская глупость. Впро-чем, как видно из дальнейшего изложения, объяснить мир может только "голос божественного самооткро-вения". Почему-то тут же говорится, что Создателя сле-дует искать с помощью науки. Тем самым взаимно перечеркивается и вера в этот "голос" и идея научных поисков бытия божьего.

Часть вторая - "Человек и мир"- содержит следу-ющие главы: "Вселенная - дом человека", "Как устро-ен живой мир", "Споры вокруг эволюции", "Языко-вая способность человека", "Совпадения между науч-ными представлениями и библейской картиной про-цесса творения". Как я уже говорил, тут есть некое про-тиворечие: с одной стороны, наука не может ответить на фундаментальные вопросы бытия, с другой - она подтверждает существование Бога.

Часть третья называется "Человеческое поведение". Здесь со ссылками на Библию как на высшую инстан-цию объясняется, что такое Бог и каковы его заповеди, снова говорится о свободе (она все от того же Бога), которая, в конце концов, должна быть отдана ему (здесь все правильно: если Бог дал, то ему и надо возвратить ее, как впрочем, и все остальное, потому что, согласно теологии, человеку ничего не принадлежит, ни его рож-дение, ни его жизнь, ни его смерть. Да и что там мелочиться, человека-то как человека, ведь, тоже нет: у аб-солюта абсолютный расчет, Бог дал, Бог взял). В этой же части доказывается, что человек не способен со-здать истинную мораль. Его мораль всегда субъектив-на и зависит от суетных нужд в конкретных условиях. А раз добро в человеческом понимании всегда изменчи-во, то оно недоступно ему и может быть только нис-послано с небес. Авторы защищают старую идею о врожденной порочности человека (что как-то не вя-жется с полученной от Бога свободой воли), говорят о кошмарах загробного наказания за грехи, желая, види-мо, запугать учеников. Здесь "логика" тоже вполне изу-верская: согласно атеистическому мировоззрению, "от человека после смерти ничего не остается". Неправиль-но, возражают авторы; как раз те, кто так считает (по-скольку обладают полученной от Бога "свободной во-лей"), могут попасть в ад на вечные муки. "Добрее" таких обещаний ничего быть не может. Практические выводы напрашиваются сами собой: жить с верой в воскрешение и возможность попасть в рай гораздо радостнее и комфортнее, чем с гуманистическим свет-ским мировоззрением.

В книге создается два образа врага: марксизм (есть ссылки даже на Сталина) и гуманизм. То ли авторы считают, что марксизм особенно опасен, то ли желают вытравить эту "заразу" до конца, то ли он им нужен как уже поверженный противник, как мальчик для битья. Но их антимарксизм примитивный, антимарксизм "шапочного разбора". Больше достается современному свет-скому гуманизму, особенно П. Kyрцy, К. Ламонту, Б. Рассе-лу, Э. Фромму. Идет постоянное наступление на гуманисти-ческие идеи. На страницах книги эти "шарлатаны" подверга-ются полному развенчанию. Это, видимо, также составляет "методологическую основу" вооруженных "гласом божье-го самооткровения" проповедников "абсолютной истины".

Если не дать себе увязнуть в многочисленных, частью противоречивых, частью изощренных аргументах, то мож-но составить следующее резюме: во-первых, цель этой кни-ги дискредитировать научный материализм и гуманизм, причем не только светский, но и любой (см. гл. 13, раздел Б). Во-вторых, все это написано затем, чтобы доказать, что (а) человек неизбежно порочен; (б) не способен самостоятель-но быть или стать положительным существом; (в) может себя, как компьютер, загрузить программами из библейских заповедей, ниспосланных свыше и (г) не способен вырабо-тать объективных этических принципов, а в силу своей по-рочности и эгоизма способен создавать только ложные мо-ральные системы, продиктованные текущими сиюминут-ными корыстными интересами. Это доказывается тем, что (д) Бог есть, им ниспосланы системы ценностей. Если гово-рить еще короче, то "'мораль" этой старой религиозной "бас-ни" такова: человек зол по природе и неразумен; он может был, добрым лишь подчинившись высшему всеблагому и всезнающему существу и его предписаниям. Но ясно, что реально эта идея открывает прямой путь к религиозному тоталитаризму и является его истинным выражением. Вот чему поучают нас эти господа.

Вот и все, что я хотел написать Вам об этой книге. Высы-лаю ее Вам бандеролью. Меня берет любопытство: верят ли сами авторы в то, что они защищают? Сомневаюсь, что ве-рят

Это о том, что пришло к нам на Ставрополье извне. Теперь о нашем, родном. Несмотря ни на что, чудеса у нас не прекращаются. Как Вы уже, очевидно, знаете, правительство Ставропольского края заявило о посадке НЛО на хлеб-ном поле в Новоалександровском районе, на другом конце края. Но чудеса происходят и в нашем городе. Об этом сооб-щила местная газета. Церковь принялась обустраивать на старом кладбище могилу блаженной матушки Евгении, хотя за весь более чем десятилетний период наших религиозных свобод о ней никто и не вспоминал. Теперь же один священ-ник в "Георгиевских известиях" поместил заметку о том, что на этой могиле происходят многочисленные чудеса. Там, если кто просит с верою, исцеляются все телесные и даже душевные болезни. Более того, решаются все житейские и финансовые проблемы. Вот так! А вы там, в Москве, гово-рите: "Наука!" У нас и без всяких Гудингов и Ленноксов установлено, что наука уж точно неправильно мир объясня-ет. А в соседнем Минераловодском районе, в станице Барсуковско, живет один иеромонах, который изгоняет бесов и лечит все болезни или, по крайней мере, дает несложные советы, как излечиться с помощью постов и молитв. Гово-рят, помогает даже неверующим. В прошлом году 'Георги-евские известия" поместили большую статью одной дамы из станицы Лысогорской. Она приводит из монастырской книги отзыв некой Елены П., у которой тот якобы вылечил 2-х месячного ребенка от лейкоэнцефалита. что не смогли сде-лать врачи. Читаешь и чувствуешь себя идиотом. Давно хо-тел написать об этих "сенсациях", только стеснялся. Хорошо если бы приехал к нам Ю. Горный и разоблачил всех этих шарлатанов, а на расследование заявлений об НЛО хорошо было бы пригласить зарубежных ученых из КСАЙКОПа.

О "чудесах" пока все. Теперь же я хочу поблагодарить Вас за спецвыпуск "ЗС" "Современный гуманизм" и книгу П. Куртца "Мужество стать". Кроме того, горячо одобряю идею нового формата "ЗС" (№15) и статью Ю. Ефремова, а также "научных атеистов". У них статьи несколько сырова-тые и несдержанные, но, по-моему, Вы тоже не правы в отношении к ним. Но об этом как-нибудь в другой раз.

С уважением, Д. Голубов, г. Георгиевск.
"Здравый смысл" №17 2000 г.
Оставить отзыв. (4)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa