Социологическая компания КОМКОН провела исследование, главной целью которого было выяснить отношения респондентов к религии. Оказалось, что читательские предпочтения зависят от образа жизни, а он у многих россиян диктуется именно вероисповеданием.
В последние годы средства массовой информации все чаще обращаются к теме вероисповедания и религии. Мы решили поддержать наметившуюся тенденцию и предлагаем результаты сравнительного анализа читательских предпочтений москвичей - верующих и атеистов.
Согласно результатам исследования R-TGI, проводимого компанией КОМКОН во втором полугодии 2002 года, более 70% москвичей в возрасте от 18 до 54 лет относили себя к какому-либо вероисповеданию (преимущественно к православию). Тем не менее только 23,4% москвичей на вопрос: "Считаете ли вы себя верующим человеком?" - ответили "да" и еще 34,5% - "скорее да". Среди представителей среднего класса Москвы (18-54 года) доля верующих несколько выше - почти 80% относят себя к какому-либо вероисповеданию, 27,3% определенно считают себя верующими и еще 41,2% - скорее верующими, чем неверующими. (Premier-TGI, 2002 - 2, КОМКОН). Необходимо отметить, что в среднем классе Москвы доля женщин и людей старших возрастов (45-54 года) значительно выше среди верующих. По Москве в целом различий в демографической структуре верующих (тех, кто определенно считает себя верующим) и всего населения значительно меньше.
Указанные демографические характеристики верующих частично определяют особенности читательских предпочтений этой группы. Как видно из данных табл. 1 и 2, верующие в большей степени, нежели атеисты, интересуются темами общегуманитарного характера (медицина и здоровье, уход за детьми, образование и воспитание, театр, музыка, живопись, литература). Также в число наиболее популярных тем входят продукты питания, потребительские свойства товаров, которые традиционно более характерны для женщин. Среди атеистов, напротив, преобладают темы, более характерные для мужчин: новости, военная хроника, автомобили и мотоциклы, последние достижения науки, технологии, строительство и др. Более глубокий анализ читательских предпочтений по отдельным гендерным группам в целом подтверждает основной вывод -верующие (как мужчины, так и женщины) отличаются более выраженным интересом к темам культурного, общегуманитарного характера. |