Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Разное
Портал-Credo.ru: 12 декабря 2005 года
100 лет закону об отделении Церкви от государства во Франции

Неожиданно бурным стало во Франции "празднование" 100-летнего юбилея закона о светском характере общества. В Париже под антиклерикальными лозунгами прошла многотысячная демонстрация в защиту светского характера общества, возглавляемая лидерами масонских лож.

Отделение церкви от государства масоны всегда считали одним из своих главных достижений, и их не на шутку встревожило последнее развитие событий. "Некоторые умы пытаются поставить под угрозу светский характер общества", - заявил журналистам Великий магистр главной масонской ложи Франции Великий Восток Жан-Мишель Кийарде.

Принятый сто лет назад по настоянию социалистов закон вызвал тогда немалые волнения в католической Франции, особенно в сельских районах, где позиции церкви укреплялись в веках и нередко определяли весь жизненный уклад. Этот закон стал в те годы символом Республики. Он был призван воспрепятствовать воздействию католической церкви на политическую жизнь, а главное - положить конец ее господству, прежде всего Ордена иезуитов, в системе образования. Закон предусматривал, в частности, светский характер системы просвещения, отделение церкви от государства и прекращение государственного финансирования любых религиозных объединений, но государство оставляло теме не менее за собой заботу о действовавших в то время местах культа, то есть, в основном, о католических храмах.

"Республика обеспечивает свободу сознания и гарантирует свободное отправление религиозных культов, но не признает, не оплачивает и не субсидирует ни один из этих культов", - говорится в принятом 9 декабря 1905 года законе, сразу же осужденным Папой Римским Пием Х.

После вековых споров о божественном праве монархии и о роли клира в жизни Франции этот закон стал логическим продолжением процесса придания французскому обществу светского характера после принятия законов 1880 года о государственной школе и закона 1901 года об ассоциациях и объединениях. После его принятия страсти во Франции бурлили лет 20, затем постепенно успокоились.

В последующие годы предпринимались различные попытки изменить положения данного закона, в частности в сфере частной системы образования, однако все они были сорваны мощным противодействием как правых, так и левых сил Франции. Сегодня политическая элита страны едина в признании этого закона и его по сути не подвергает сомнению ни одна конфессия. Он по-прежнему остается основополагающим актом принятой Францией республиканской модели. Нынешний кризис в пригородах в целом не поставил под сомнение эту модель.

Бурные дебаты вызвал принятый в прошлом году закон о запрещении ношения в учебных заведениях любой религиозной символики - христианской, мусульманской и иудаистской. Это возмутило прежде всего мусульман, и было воспринято ими как наступление на их религиозные обычаи. Запрет на символику других конфессий они восприняли как должное, а запрещение мусульманских платков в школах - как посягательство на основы ислама.

В этом году юбилей закона практически совпал с волнениями во французских пригородах, которые в немалой степени объясняются трудностями интеграции мусульман во французско общество. В дни нынешнего юбилея закона об отделении церкви от государства президент Франции Жак Ширак и премьер-министр Доминик де Вильпен предпочли не делать публичных заявлений и выступлений, дабы не разжигать страстей. Хорошо известно, что президент полностью поддерживает данный закон и не хотел бы обострения споров по поводу его изменения. Жак Ширак считает закон "основополагающим" в том плане, что он обеспечивает Франции условия жить в обстановке "свободы, согласия и религиозной терпимости".

Однако ряд политиков, в частности нынешний министр внутренних дел Николя Саркози, который считается и министром культов, выступают за модернизацию закона. Работа созданной Саркози комиссии по пересмотру закона от 1905 года вызывает беспокойство масонов, они считают ее "опасной" для общества. По мнению ряда экспертов, в закон следует внести изменения, учитывающие распространение ислама во Франции, финансирование строительства мечетей зарубежными странами, принять во внимание особенности действия различных сект на территории страны. В этом контексте масоны опасаются, что комиссия поставит под сомнение два базовых принципа закона: "свободу отправления культов и отказ Республики от субсидирования культов".

Во времена, когда принимался закон, никто и не предполагал, что, кроме христианства, во Франции появятся другие конфессии, прежде всего ислам. В современной Франции, где 40 миллионов человек считают себя католиками, мусульманская община насчитывает уже более 5 млн. Протестантов не более 2 млн, а исповедующих иудаизм - около 600 тыс. Ставший второй конфессией ислам, как и буддизм, не пользуются поддержкой своего культурного наследия со стороны государства. Впрочем, такого наследия или достояния практически не существует, поскольку мусульмане строят мечети во Франции лишь благодаря помощи иностранных фондов.

Саркози как раз и ратует за адаптацию столетнего закона к требованиям времени, в частности за удовлетворение потребностей растущего числа мусульман в новых мечетях. Созданная им комиссия представит свои "законодательные" и другие предложения в июне этого года. К ожидаемым изменениям благосклонно относятся протестанты, но католиков и иуадистов отнюдь не радует перспектива нарушения сложившегося равновесия. Мусульмане относятся к этой инициативе с осторожностью, но уже рады и тому, что к их проблемам начинают прислушиваться.


Внешние ссылки:
100 лет закону об отделении Церкви от государства во Франции - исходный материал с сайта "Портал-Кредо.ру"
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa