|
|
|
Разное |
Институт Свободы Совести
Об ИнститутеОсновные предпосылки и причины создания
Центральной проблемой построения гражданского общества в России являются взаимоотношения государства и общества. Все остальные, возникающие проблемы, в том числе и экономические, являются следствием разрыва между властью и обществом. Преодоление этого разрыва в принципе невозможно без полной реализации конституционных принципов свободы совести и светскости государства. В настоящее время антиконституционные процессы в сфере свободы совести, приняли характер государственной политики и окончательно вышли из под контроля общества. Контроль, ограничение мировоззренческой сферы и нарушения властью прав человека в сфере свободы совести, использование религии в политических целях и сакрализация власти, отход от конституционных принципов светскости государства и клерикализация институтов государства, конфессиональные предпочтения власти и религиозное неравенство стали привычными и повседневными. Более того, заинтересованными кругами предпринимаются шаги по законодательному закреплению вышеупомянутых деструктивных явлений. С принятием в 1997 г. Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в России начала формироваться законодательная база, которая не только предопределяет нарушения основных прав и свобод человека, но и стимулирует сепаратизм, этноконфессиональную напряженность, углубление расслоения людей по отношению к мировоззренческим ценностям, которые в свою очередь лежат в основе вооруженных конфликтов и способствуют тенденции изменения конституционного строя. Современные направления развития отношений России и религиозных объединений выявили наличие новых противоречащих Конституции РФ тенденций трансформации законодательства о свободе совести в виде идеи введения понятия "традиционные религиозные организации" в правовое поле России. Таким образом, конституционные права каждого человека на свободу совести стали жертвой ряда факторов, среди которых доминирующими являются:
Эти факторы сегодня определяют состояние свободы совести, которое формируется на уровнях: науки, законотворчества и правоприменения. Вследствие научной неразработанности данной проблематики и неразвитости вышеупомянутых конституционных принципов как правовой категории российское законотворчество в этой сфере посвящено исключительно свободе вероисповеданий. Конституционное право каждого на свободу совести, упоминается повсеместно лишь в качестве декларации, фактически находясь вне правового поля. Таким образом, законодательство, которое по логике должно быть направлено на реализацию свободы мировоззренческого выбора, подменяется "специальным религиозным" для регулирования деятельности религиозных объединений. Религиозные объединения традиционно являются объектом политических интересов и "специального" контроля со стороны власти, как в России, так и во многих государствах мира, вследствие чего в результате правоприменения данного "специального" законодательства не только нарушаются права верующих и религиозных меньшинств, но и размывается целый ряд демократических конституционных принципов, составляющих основу конституционного строя. Анализ реальной ситуации показывает, что "официальная" наука и законотворческий процесс, при заинтересованном и/или молчаливом согласии лидеров ряда конфессий (прежде всего, считающих себя "традиционными"), находится под контролем власти, подводя некую наукообразную базу под ее антиконституционную политику. В этом контексте характерной чертой является сращивание структур, обслуживающих интересы некоторых конфессий с органами власти и "официальной наукой". Деятельность этих альянсов носит имитационный правозащитный характер, является корпоративно ориентированной и направлена на реализацию только соответствующих интересов власти плюс определенных религиозных и профессиональных корпораций, имеет тенденцию на приватизацию "цеха борьбы за свободу совести". Таким образом, в Российской Федерации сфера свободы совести, как правило, отдана "на откуп" структурам отражающим интересы или определенных корпораций, или власти. Реализацией конституционного права на свободу мировоззренческого выбора (юридическим измерением которого является право на свободу совести) для каждого человека вообще никто не занимается. Более того, принципы свободы совести в качестве правовой категории осознаны крайне слабо. Необходимость формирования правового механизма реализации свободы совести для каждого человека в современном демократическом правовом государстве, определившим в качестве цели построение открытого гражданского общества, и тем более с учетом глобальных процессов современности требует коренной ревизии и реформы основополагающих принципов и понятийного аппарата в данной сфере. Одним из приоритетов является создание правовых предпосылок для лишения власти действующих, и возможности создания в будущем юридических механизмов контроля и использования религии в качестве государственной идеологии. Для сокращения и преодоления разрыва между властью и обществом властные группы должны лишиться юридических механизмов контроля и использования мировоззренческой сферы, основанных на не корректных при применении в юриспруденции принципах и терминах. В связи с этим необходимо коренное изменение сложившегося порядка вещей в области свободы совести. Эти изменения нужны не только на национальным российском, но и на международном уровне, так как политические войны с ярко выраженным этноконфессиональным характером полыхают по всему миру. После трагедии 11 сентября глобальный конфликт цивилизаций, в свое время аргументированный Хантингтоном, больше не кажется изощренной фантазией. В этих реалиях назрела острая необходимость создания международного механизма принятия и реализации решений по глобальным проблемам современности (в числе которых - международный терроризм, военные и экологические угрозы и др.). Он призван обеспечить устойчивое и безопасное развитие мировой системы и ее элементов, а это выдвигает требование коренных изменений в области управления, политики, устройства и распределения власти. Создание такого механизма связано с обязательной трансформацией целей развития, духовных и нравственных ценностей, социальных и политических идей, доминирующих в обществе. Необходима политика отказа от эксплуатации принципов превосходства и разделения, умение преодолеть национальный эгоизм и осуществить интеграцию в мировое сообщество, органично сочетая национальные и международные интересы. Мир действительно изменился. Значит нужно менять политику. И в первую очередь подчинить ее принципам прав человека и свободы совести. Для этого необходимо превратить эти принципы из декларации в реальность. Поэтому, совершенствование нормативно-правовой базы для реализации права каждого человека на свободу совести является необходимым условием решения комплекса указанных проблем. Для формирования соответствующей научной базы, разработки и координации выше перечисленных проблем, инициативной группой создана негосударственная некоммерческая научно-исследовательская организация "Институт свободы совести". Цели, задачи, основные направления деятельности Института.
Институт свободы совести официально зарегистрирован 18 марта 2002 года, хотя фактически его деятельность началась еще в 2001 г. С этого времени учредителями Института осуществляется мониторинг тенденций трансформации законодательства Российской Федерации в области свободы совести. Цель Института свободы совести - содействие укреплению культуры мира, толерантности, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, этноконфессиональных конфликтов путем создания системы правовых гарантий свободы совести на национальном, региональном и мировом (глобальном) уровнях. В первую очередь предполагается выявление смысла и содержания понятия "свобода совести" с учетом реалий ХХI века, так как до настоящего времени и в науке и в законотворчестве свобода совести зачастую трактуется как синоним религиозной свободы (т.е. широкое, объемное понятие подменяется узким и одномерным, отражая отсутствие представления о свободе совести как общечеловеческом феномене), хотя с момента принятия Всеобщей декларации прав и свобод человека 1948 г., это понятие должно было наполниться более емким содержанием. Поэтому вполне логично было бы сначала понять, что есть сегодня свобода совести, чтобы затем содействовать реализации ее принципов, опираясь на это понимание. За последние два века идеал религиозной свободы завоевал признание во всем мире. Не отрицая этого факта, а напротив, расширяя представление об идеале свободы совести (как более емкой категории по отношению к религиозной свободе) необходимо наполнить его новым, более широким и отвечающим современным реалиям, содержанием. При этом есть основания предполагать, что борьба за религиозную свободу может быть эффективной только как составляющая борьбы за свободу совести. Приоритетными задачами Института являются:
Для реализации указанных задач Институт осуществляет научно-исследовательскую, учебно-просветительскую и издательскую деятельность, взаимодействует с российскими, иностранными и международными государственными и негосударственными организациями и структурами, ведет работу в следующих направлениях: Научно-педагогическая деятельность, нацеленная на разработку методологических основ свободы совести как категории политической, нравственной и правовой, проведение социологических исследований и осуществление мониторинга реализации права на свободу совести в Российской федерации и за рубежом, организация конференций, "круглых столов" и семинаров, чтение лекций по проблематике; Осуществление аналитической деятельности, направленной на сравнительный анализ российского и международного законодательства, проведение экспертиз законопроектов, проектов изменений и дополнений в действующее законодательство, иных документов и материалов; Разработка законопроектов, проектов изменений и дополнений в действующее законодательство, выработка рекомендаций по совершенствованию международного права и национальных правовых систем, создание универсальной правовой системы; Противодействие нарушениям прав и свобод человека в области свободы совести осуществление правоприменительной деятельности, оказание юридических и информационных услуг гражданам, организациям, учреждениям; Редакционно-издательская деятельность, разработка и выпуск научной и учебной литературы, освещение актуальных проблем свободы совести в СМИ, выпуск периодического печатного издания, создание и поддержка Интернет-сайта; Сотрудничество с российскими, иностранными и международными организациями и научными центрами. Деятельность Института имеет междисциплинарную направленность. В составе научно-консультативного совета Института известные ученые: юристы, религиоведы, историки и философы. Среди них: заместитель Генерального директора Института прав человека, заместитель председателя Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, доктор юридических наук, профессор Ф.М.Рудинский; директор Центра социально-политических исследований и консалтинга, профессор МГПУ, доктор исторических наук Е.Н.Пашенцев; ответственный секретарь научно-теоретического журнала "Религиоведение", член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, доктор философских наук Е.С.Элбакян и др. Руководящий орган Института - Совет. Сопредседателями Совета являются С.А.Бурьянов и С.А.Мозговой. В настоящее время Институтом реализуется проект мониторинга тенденций трансформации законодательства Российской Федерации в области свободы совести, проведена правовая экспертиза опубликованных проектов Концепций государственно-церковных отношений и проекта Федерального закона "О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации", результаты которых опубликованы в научной печати, что способствовало оставлению (в настоящее время) антиконституционных проектов нереализованными. В рамках проекта проведен "круглый стол", издан сборник "Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России", осуществлена публикация материалов аналитического характера в журналах "Государство и право", "Право и политика", "Юридический мир", "Здравый смысл", газетах "НГ-Религии", "Независимая газета", "Гражданин" и др. БУРЬЯНОВ Сергей Анатольевич, 1966 г.р., образование высшее, юрист. Окончил Московский горный институт и Международный независимый эколого-политологический университет. С 1998 года работал экспертом по вопросам свободы совести Региональной общественной организации содействия утверждению в обществе свободы совести. Автор более 20 научных публикаций на тему свободы совести и государственно-конфессиональных отношений в журналах "Государство и право", "Право и политика", "Юридический мир" и др. Публиковался в газетах "iностранец", "НГ-Религии", "Независимая". МОЗГОВОЙ Сергей Александрович, 1959 г.р., образование высшее, кандидат исторических наук. Окончил с отличием Высшее военно-морское училище, военно-морской факультет Гуманитарной Академии Вооруженных Сил РФ и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Более 25 лет прослужил в Вооруженных Силах на различных должностях на надводных кораблях и подводных лодках Балтийского, Тихоокеанского и Северного флотов, Главном штабе ВМФ и Министерстве обороны. В настоящее время является главным специалистом Министерства обороны РФ, директором Центра военно-религиозных исследований. Автор более 40 научных публикаций на тему свободы совести, государственно-конфессиональных, национальных и военно-религиозных отношений. | Об Институте | Анонсы и новости | Пресс-релизы | Аналитика | Книжные новинки | Контакты | Подписка |
111
|
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|