|
|
![]() |
|
![]() |
![]() Разное |
![]() |
Институт Свободы Совести
Пресс-релизы16.02.04 Открытое письмо Института свободы совести организаторам закрытой для российских НПО конференции в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Открытое письмо Института свободы совести организаторам закрытой для российских НПО конференции в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 20-21 февраля 2004 года в РАГС при Президенте РФ состоится научная конференция "Религия в современных политических процессах", организованная Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации, Центром истории религии и церкви Института российской истории РАН, Институтом научной информации по общественным наукам РАН, Международной академией религиозной свободы (США), Международным центром изучения религии и права университета Бригама Янга (США), Институтом церковно-государственных исследований им. Дж. М. Доусона Бейлорского университета (США), Институтом религии и общественной политики (США), Комиссией США по международной религиозной свободе (США). Институт свободы совести (ИСС) обратился к заведующей кафедрой религиоведения РАГС Васильевой О.Ю. с просьбой об участии в конференции, но получил отказ. Как выяснилось, поводом послужило Экспертное заключение ИСС на методические материалы кафедры религиоведения (Государственно-конфессиональные отношения. Методические материалы. Для использования в учебном процессе. – М.: РАГС, 2003.- 179 с.). В экспертном заключении был дан ответ на вопрос, в какой мере методологические подходы и содержание этих методических материалов соответствуют Конституции Российской Федерации, современным научным разработкам данной проблематики и задачам построения правового демократического государства. Выводы, сделанные на основании анализа методических материалов оказались неутешительными:
Как отмечалось в экспертизе, указанные факторы лежат в основе причин и последствий системной коррупции в области отношений государства с религиозными объединениями. Отсюда, наблюдается кризис реализации свободы совести, и, как следствие, сокрушительное поражение идеалов гражданского общества в современной России. По нашему мнению, права человека и свобода совести фактически являются заложниками "вероисповедной политики" и самодовлеющих государственно-конфессиональных отношений, пораженных коррупцией. Подобная политика представляет угрозу демократическим механизмам осуществления власти, и стимулируют расслоение людей по мировоззренческим признакам. В результате - всплеск ксенофобий, эскалация религиозных преследований и растущий сепаратизм, что чревато вооруженными конфликтами и распадом федеративной системы России. Следует отметить, что недостатки методических материалов в значительной мере оказались присущи проекту концепции "Государственной религиозной политики Российской Федерации", что делает невозможным его использование в качестве государственного документа. К сожалению, замечания, изложенные в экспертизе, не были учтены сотрудниками кафедры религиоведения РАГС в работе над проектом данной концепции. Напротив, вместо открытой научной дискуссии наблюдается перевод полемики в русло межличностных отношений, что лишь свидетельствует о научной несостоятельности оппонентов и компенсируется их агрессивной цензурой. Участие представителей российских научно-исследовательских НПО и возможности выражения своей позиции в стенах РАГС и раньше были ограничены, но в настоящее время речь идет о невозможности даже присутствовать на конференции. Поэтому не удивительно, что проблемы свободы совести (точнее её кризиса), вопросы антиконституционной религиозной политики и системной коррупции в отношениях государства с религиозными объединениями остались вне программы конференции. Скорее всего на конференции не получат адекватной оценки такие следствия вышеупомянутых проблем как: использование религии в политических целях на международном и национальным уровнях; значительное ухудшение ситуации с религиозной свободой и усиление антиконституционных тенденций в области свободы совести в России; эскалация насилия на почве фобий (кавказофобия, исламофобия), религиозной и национальной исключительности и нетерпимости (погромы на рынках, поджоги домов и культовых зданий "не основных" религиозных организаций, избиения и убийства людей "не основной" национальности и религии). Эти проблемы, наряду с другими, являются следствием несправедливого мироустройства и лежат в основе деструктивного сценария разделения и эксплуатации народов, т.е. глобального апартеида, который препятствует России и многим другим странам занять достойное место в международном сообществе. К сожалению, системного рассмотрения этих проблем не приходится ожидать, так как их обсуждение обычно сводится к вопросам правоприменения вообще и некомпетентности чиновников, в частности. Соответственно, в качестве решения проблем предлагаются услуги адвокатов и религиоведческое просвещение чиновников. В лучшем случае на подобных конференциях обсуждаются тупиковые западные модели государственно-конфессиональных отношений, а в качестве альтернативы им предлагается возвращение России к "исконным" (средневековым) традициям отечественного образца. Не говоря уже о подмене свободы совести свободой вероисповеданий, вырождающейся в реализацию корпоративных интересов только для "солидных" религиозных организаций. Одним словом, выбор путей развития ограничивается редким набором обанкротившимися в мировой истории крайностями. Закономерно, что конференции, подобные этой, проводятся из года в год, а позитивных результатов не предвидится. Скорее, есть основания говорить об отрицательных результатах. "Железный занавес" РАГС и стремление сделать тему свободы совести и отношений государства с религиозными объединениями закрытой, а также судорожное цепляние за обанкротившиеся теории и модели, неприятие открытого обсуждения основанной на Конституции Российской Федерации новой парадигмы реализации свободы совести для каждого человека без разделения людей на "верующих-неверующих" в системе права можно объяснить только боязнью открытой научной дискуссии и, по всей видимости, наличием коррупции. Именно поэтому общественность и независимые учёные не допускаются к обсуждению проектов концепций государственно-конфессиональных отношений и религиозной политики, в том числе на этапе их написания. Главным фактором, определяющим современные реалии в области свободы совести, и наличие коррумпированной системы является взаимосвязь этой темы с политикой. Речь идет об использовании властными группами религиозных объединений посредством системы самодовлеющих государственно-конфессиональных отношений для политических нужд. Почти во всех странах мира использование мировоззренческой сферы ("специальный" контроль, манипулирование и даже подавление) является элементом государственной политики. Другой важный фактор – это корпоративные интересы конфессий, которые обусловлены притязанием оных на абсолютную истину и устремлены за пределы религиозной свободы - в сферу государственных предпочтений. Большинство структур, функционирующих в данной сфере, являются конфессионально ориентированными. Характерной чертой является их сращивание с органами власти и "официальной наукой". Деятельность этих альянсов носит имитационный правозащитный характер, является корпоративно ориентированной и направлена на реализацию интересов власти плюс определенных религиозных и профессиональных корпораций, но не народа, а потому имеет тенденцию на приватизацию "цеха борьбы за свободу совести". Мы считаем, что в борьбе за свободу совести не должно быть чьей либо монополии, что необходима коренная ревизия и демократическая реформа основополагающих принципов и понятийного аппарата в области свободы совести, что государственно-конфессиональные отношения необходимо поставить под контроль гражданского общества. Мы требуем открытого обсуждения проблем, от которых зависит судьба страны и будущее человечества. Без свободного научного обмена на основе плюрализма мнений, объединения усилий и партнерства многих структур о каких-либо положительных сдвигах в сфере свободы совести и в построении открытого гражданского общества не может быть и речи. Сопредседатели Совета Института свободы совести С.А. Бурьянов, С. А. Мозговой. E-mail: lci-msk@yandex.ru
16 февраля 2004 г.
Справка об Институте Институт свободы совести официально зарегистрирован 18 марта 2002 г., хотя фактически его деятельность началась на рубеже 2000-2001 гг. С этого времени учредителями Института осуществляется мониторинг тенденций трансформации законодательства Российской Федерации в области свободы совести. Цель Института свободы совести – содействие укреплению культуры мира, толерантности, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, этноконфессиональных конфликтов путем создания системы правовых гарантий свободы совести на национальном, региональном и мировом (глобальном) уровнях. Приоритетными задачами Института являются: содействие на уровнях науки и образования, законотворчества и правоприменения реализации каждым индивидом права на свободу совести, включая свободу вероисповедания; формирование в обществе представления о необходимости реализации свободы совести как глобальной проблемы, системообразующем праве, являющимся основой построения открытого гражданского общества, правового демократического государства; формирование правовых механизмов защиты человека и общества от идеологического господства любых доктрин и структур, что предполагает понятийное и правовое разграничение религии и политики, совершенствование нормативно-правовой базы для реализации свободы совести; правовое и религиоведческое просвещение, выработка научно обоснованных рекомендаций в области прав человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений. Для реализации указанных задач Институт осуществляет научно-исследовательскую, учебно-просветительскую и издательскую деятельность, взаимодействует с российскими, иностранными и международными государственными и негосударственными организациями и структурами, ведет работу в следующих направлениях: Научно-педагогическая деятельность, нацеленная на разработку методологических основ свободы совести как категории политической, нравственной и правовой, проведение социологических исследований и осуществление мониторинга реализации права на свободу совести в Российской федерации и за рубежом, организация конференций, "круглых столов" и семинаров, чтение лекций по проблематике; Осуществление аналитической деятельности, направленной на сравнительный анализ российского и международного законодательства, проведение экспертиз законопроектов, проектов изменений и дополнений в действующее законодательство, иных документов и материалов; Разработка законопроектов, проектов изменений и дополнений в действующее законодательство, выработка рекомендаций по совершенствованию международного права и национальных правовых систем, создание универсальной правовой системы; Противодействие нарушениям прав и свобод человека в области свободы совести осуществление правоприменительной деятельности, оказание юридических и информационных услуг гражданам, организациям, учреждениям; Редакционно-издательская деятельность, разработка и выпуск научной и учебной литературы, освещение актуальных проблем свободы совести в СМИ и др. Деятельность Института имеет междисциплинарную направленность. Руководящий орган Института – Совет. Сопредседателями Совета являются С.А.Бурьянов и С.А.Мозговой.( E-mail: lci-msk@yandex.ru). В настоящее время Институтом реализуется проект мониторинга тенденций трансформации законодательства Российской Федерации в области свободы совести, проведена правовая экспертиза опубликованных проектов Концепций государственно-церковных отношений и проекта Федерального закона "О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации", результаты которых опубликованы в научной печати, что на начальном этапе в определенной мере не позволило реализовать антиконституционные проекты в отношений государства и общества, и, в частности, государственно-конфессиональных отношений. Хотя рецидивы наблюдаются в тенденциях клерикализации государственных институтов посредством директивных указаний федеральных органов исполнительной власти (например, Минобразования РФ и др.). В рамках проекта проведены "круглые столы", семинары, издан сборник "Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России", осуществлена публикация материалов аналитического характера в журналах "Государство и право", "Право и политика", "Юридический мир", "Религиоведение", "Здравый смысл", альманахе "Светский союз", газетах "НГ-Религии", "Независимая газета", "Гражданин" и многих других изжаниях. | Об Институте | Анонсы и новости | Пресс-релизы | Аналитика | Книжные новинки | Контакты | Подписка |
111
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|