Священник - спекулянт билетами у входа в рай.
Менкен Генри Луис

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (28)


Марк Ермолаев
Постсоветский атеизм - его идеология, структура, адепты


Дипломная работа защищена в Московской духовной семинарии в 2003 г. Полный текст работы находится в библиотеке Московской духовной семинарии.


Содержание.

1. Вступление

2. Статистика

3. Идеология

Научные атеисты

Светские гуманисты

Левые атеисты

4. Атеистические общества и организации

"АТОМ" Атеистическое общество Москвы

"ОАП" Общество атеистов Подмосковья

Общество атеистов Орловщины

"РГО" Российское гуманистическое общество

Уфимское атеистическое общество

Другие

5. Заключение

6. Источники

 

ИДЕОЛОГИЯ

Православным сознанием атеизм воспринимается в первую очередь как неверие. Его формы могут быть различными в зависимости от его причин и предпосылок. Неверие - это состояние человеческой души, при котором бытие Божие не чувствуется, отрицается либо выводится за рамки человеческой жизни в целом. Можно выделить несколько форм неверия в зависимости от его содержания.

1. Неверие как синоним незнания. Здесь подразумевается неосведомленность, непросвещенность человеческого сознания в отношении бытия Божия. Такое состояние вызвано внешним фактором, поэтому вины самого человека в его неверии нет, так как при незнании нет и противления.

2. Неверие как нежелание верить. Причины такого состояния могут быть различными. Человек не хочет, чтобы Бог был, потому что в противном случае его жизнь, привычки окажутся не совместимыми с волей Божией; либо гордость вызывает неспособность подчинить себя; либо страх за ответственность в беззаконной жизни заглушает голос совести; либо все эти причины вместе; либо другие, подобные им.

3. Неверие как неверность. Здесь предполагается отказ от веры в результате неспособности проводить жизнь в соответствии с требованиями норм религиозного поведения. О таких ап. Павел говорит: "Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу" (Тит 1:16).

4. Неверие как безразличие. По мнению м. Вениамина (Федченкова), "Это есть практический индифферентизм, полусонное состояние людей, ничего глубоко не думавших и ничего до конца не решивших" .

5. Неверие как рациональная проблема, или теоретический атеизм. Те, для кого разум является единственным критерием истинности утверждений, оказываются не способными принять религию.  Ибо на пути к религиозной истине они встречают теоретические препятствия.

6. Неверие как противление Богу. Ярким примером является ницшеанство.

Теперь перейдем непосредственно к предмету нашего исследования - атеизму как социально-культурному явлению. Прежде всего, перед тем как начать разговор об идеологии современного российского атеизма, отметим то, что во многом атеизм сегодняшнего дня вырос из советского. Подавляющее большинство крупных работ, отечественных и переводных, было издано при Советской власти. Что-то сегодня уже атеистами не принимается, что-то перерабатывается, а что-то оставлено ими без изменений.

Атеизм (франц. atheism от греч. atheos - безбожный) - исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.  Это самое общее определение, которое дает светская научная литература. Оно требует конкретизации.

Атеизм - одна из наиболее последовательных в критике религии форм свободомыслия. Согласно атеистическому воззрению мир единственен и самодостаточен, религия - творение человека. Атеизм отрицает существование мира сверхъестественного (Бога, богов, духов и т. д.). Это основополагающие догматы атеизма. В советский период они были выстроены в относительно стройную систему. В наши дни атеисты в России не так едины в идеологическом отношении как ранее. Множество форм атеизма можно наблюдать сегодня. Классифицировать их не просто потому, что все современные формы так или иначе наследники одной и той же "советской атеистической платформы", тем более - активный обмен информацией и материалами в Internet приводит порой к тому, что на сайтах либеральных атеистов размещаются статьи, которые содержат идеи атеизма воинствующего и наоборот.

Мы будем рассматривать наиболее крупные и выраженные в идеологическом отношении группы и формы.

 
Научные атеисты.

Это наиболее крупное в количественном отношении направление в Российском атеизме. Это естественно, ибо вся идеологическая база была тщательно разработана в советский период. Фактически  все общества и организации, в названии которых присутствует слово "атеистический", в своих философско-идеологических убеждениях стоят на позициях научного атеизма. Среди них: Атеистическое общество Москвы (АТОМ), Общество атеистов Подмосковья (ОАП), Санкт-Петербургское общество атеистов, Общество атеистов Орловщины, Новосибирское атеистическое общество, Уфимское атеистическое общество, Общество атеистов Калужской области и другие, менее значимые организации.

Сегодня научный атеизм можно охарактеризовать как философскую систему, относительно законченную (хотя вряд ли может быть законченной система, в основе которой положено непризнание бытия, или признание небытия), опирающуюся в своих суждениях на диалектико-материалистические принципы анализа в исследованиях явлений и основ мироздания. Последователи научного атеизма открыли много сайтов в глобальных сетях:
www.atheism.websib.ru, www.ah-razum.narod.ru, www.ateizm.ru, www.acenter.h1.ru, www.ateizm.iatp.org.ua, www.deicide.irk.ru/main_k.html, www.mews.narod.ru/atheist/, www.boganet.chat.ru/boganet.htm, www.velsat.narod.ru.

По адресу -
www.atheism.ru  работает официальный сайт научного атеизма (он так и называется "Научный атеизм"). Его создатели - московские студенты А. Вязовский и М. Елисейкин. Благодаря стремлению этих молодых людей придерживаться научных форм подачи материала и ведения дискуссии, в данном проекте участвуют не только студенты, но и видные учёные и историки атеизма (Тажуризина З. А. , К. Е. Дулуман  и другие).  Приведём выдержки из основополагающей статьи сайта "Атеизм", в которой даётся "базовое определение атеизма". "Атеизм - философско-материалистическое учение. Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, бога, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения… Атеизм не начинает критики религии с отрицания бога, как иногда это представляют себе многие верующие. В этом случае, атеизм был бы просто верой в неверие, т.е. принципиально не отличался бы от религиозного мировоззрения… Атеисты не верят в бога по тем же причинам, по каким верующие не верят, например, в реальное существование кентавров, леших, кикимор или богов других религий…"

В одной из основополагающих статей сайта - статье  Тажуризиной "Атеизм", постулируется следующий взгляд на атеизм, с которым, вероятно, согласны и авторы этого интернет-проекта: "Атеизм - закономерный элемент духовной жизни общества, вызванный к жизни социальными, культурными, индивидуально-психологическими потребностями… Исследовались разные типы атеизма: естественнонаучный, вульгарный, догматический, научный (теоретический, опирающийся на диалектико-материалистические принципы анализа религии), изучались закономерности его развития…Теоретически обоснованный атеизм существует всего около трех веков, хотя зачатки его восходят к Лукрецию. Впервые он обрел жизнь благодаря усилиям французских просветителей, развивается в лоне марксизма, философского натурализма, секулярного гуманизма. Атеистическое мышление, будучи по существу новаторским, еще не освоено большинством землян… Атеизм - мировоззрение далекого будущего". В научно-атеистическом мировоззрении важно выделить две части - критика религии и утверждение ценности человека, причем говорится, что человек ценен сам по себе, а не как создание Бога, но не что человек есть высшая ценность вместо Бога. В "Манифесте атеизма" , который претерпел три редакции, первый пункт гласит: "Мы требуем соблюдения основных свобод человека - свободы личности, свободы слова, свободы вероисповедания и свободы от вероисповедания, свободы сознания". В том же документе раскрываются многие аспекты, которыми характеризуется, по мнению его авторов, научный атеизм. "Атеизм является не "простым неверием в бога", а представляет собой мировоззрение, включающее в себя научные, моральные и социальные основания для отрицания существования бога и философию жизни без бога", - пункт 2 манифеста. Также утверждается, что атеизм это не вера, а знание (сумма знаний) в работе Дулумана  К. Е. "Откуда знаем, что Бога нет?" .

Разработаны "научными атеистами" и социальные основы их атеизма:

1. Человек имеет право не исповедовать никакой религии, не верить в бога, не выполнять религиозных обрядов и свободно распространять свои убеждения.

2. Ни один человек не может быть наказан или социально дискриминирован за исповедание какой бы то ни было религии, либо за отказ исповедовать какую-либо.

3. Право выбрать веру, конфессию, религию или не выбирать никакой, принадлежит исключительно самому человеку. Человек не может быть принужден к принятию вероисповедания или отказу от него.

4. Данные о конфессиональной принадлежности или вероисповедании не должны присутствовать в документах, удостоверяющих личность и анкетах, предъявляемых к заполнению во всех государственных учреждениях.

Большое внимание научные атеисты уделяют трудам выдающихся мыслителей предыдущих эпох. Например, на сайте "Научный атеизм" доступны книги З. Фрейда и Б. Рассела; статьи Луначарского и С. Лема; стихи Г. Гейне и рассказы Я. Гашека. Представлены также труды современного ученого-атеиста, академика В.Л.Гинзбурга. Основной деятельностью научных атеистов сегодня является критика Церкви. "Принцип отделения церкви от государства мы рассматриваем основным конституционным принципом", - заявляют они в манифесте. По их мнению, в России этот принцип сегодня нарушается .

 В целом можно утверждать, что своей академичностью это направление обеспечивает фундамент всем формам современного Российского атеизма.

 Светские гуманисты.

Эта форма наиболее близка Научному атеизму. Но это - не чисто антирелигиозное, а более широкое движение.  Светские гуманисты объединены в Российское Гуманистическое Общество (РГО). Это межрегиональное общественное объединение секулярных, т.е. нерелигиозных, гуманистов юридически оформилось 16 мая 1995 г. Оно стало первой в истории России негосударственной организацией, поставившей своей целью поддержку и развитие идеи светского гуманизма, гуманистического стиля мышления и психологии, гуманного образа жизни. РГО имеет свое региональное отделение в Санкт-Петербурге  (Санкт-Петербургское отделение РГО).

Сами гуманисты дают такое определение своему учению: "Гуманизм - это мировоззрение, сущностью которого является идея человека как абсолютной для него самого ценности и приоритетной реальности в ряду всех других ценностей и реальностей" . Из этого определения видно, что в философской системе светского гуманизма нет места Богу. Точнее, если само бытие Божие прямо и не отрицается, то, во всяком случае, ему отказано в первенствующем значении. Подобная мировоззренческая позиция, по сути, есть богоборчество. Термин "светский" радом со словом "гуманизм" употребляется в противовес понятию "религиозный гуманизм". "Стремясь завуалировать объективную бесчеловечность религии, философы от теологии выдвинули понятие религиозного гуманизма. И вот, чтобы не путать его с подлинным гуманизмом, введен в обращение термин светского, т.е. нерелигиозного или секулярного гуманизма (от латинского слова saecularis - светский)."

 

Левые атеисты.

Кроме наименования "левые" их можно называть "воинствующие". Как и выше описанные направления современного атеизма, левые выделены автором в отдельную группу весьма условно. В их идеологии нет ровным счетом ничего нового. Тот же взгляд на религию, на человека, его права и свободы, на мироздание. Отличия мы находим лишь в их гражданской позиции. Они активны в противостоянии процессам "клерикализации общества". Под этим они понимают процесс проникновения религии во все сферы жизни общества. Русская Православная Церковь в центре их негативного внимания.  Их недовольство вызывают прежде всего следующие факты:

1) Экономическая сфера -

а.  Передача государством зданий, представляющих культурную и историческую ценность в собственность религиозным организациям;

б. Предоставление религиозным организациям налоговых льгот;

в. Субсидирование из бюджетных средств проектов воздвижения и восстановления храмов, часовен, монастырских комплексов и т. д.

2) Общественная жизнь -

а. Участие священнослужителей в многочисленных общественных мероприятиях, освящение гос. учреждений;

б. Присутствие гос. чиновников на церковных торжествах;

в. Преподавание в светских учебных заведениях "религиозных" предметов;

г. Присутствие священников в армии;

д. Приоритет религиозных деятелей в предоставлении слова средствами массовой информации  перед атеистами;

е. Законодательное закрепление "особого статуса Русской Православной Церкви" среди прочих религиозных и общественных объединений .

На этом претензии не заканчиваются. Воинствующих атеистов не устраивает всё, что делается Церковью и всё что делается на благо Церкви.

Сегодня их не много. К левым атеистам мы можем отнести почти всех настоящих марксистов. Среди членов КПРФ есть некоторые деятели, которые поднимают свой голос против религии, но они не особенно популярны  и более пригодны для внутреннего пользования. К воинствующим атеистам примыкают в нашей классификации и некоторые сатанисты. Например, известный в среде безбожников сатанист Warrax (Варракс)  публикуется на многих атеистических сайтах. Он активно участвует в атеистическом движении. Интересен тот факт, что о деятельности АТОМа (Атеистического общества Москвы) в интернете как сторонний наблюдатель пишет только Варракс, автором остальных статей являестя А. Вязовский ("отец-основатель" АТОМа, как его именует Варракс). Сей факт заставляет некоторых атеистов сомневаться в реальном существовании этого общества .

Нынешняя деятельность "левых" заключается в доведении до сведения общественности фактов "религиозного засилия" в обществе, такой род занятий они именуют правозащитной деятельностью. Как и положено "воинствующим", они в своих заявлениях не скупятся на остроты, кощунства, колкости, порой доходит даже до неприличия.

Следует отметить, что данная классификация не объемлет всего разнообразия типов неверующих. Их очень много, и вряд ли возможно описать все. Сами атеисты сегодня ведут между собой дискуссии и не могут договориться о том, на какой идеологической базе они могли бы объединиться. Кроме того, атеизм в Российском обществе имеет и латентные формы. Это проявляется чаще всего при обсуждении вопросов о роли Церкви в социальной и государственной жизни, реформах образования и т. д. Не мало общественных деятелей, не идентифицируя себя как атеистов, высказываются против Церкви с атеистических позиций. Вероятно, сильны ещё советские стереотипы мышления.

Оставить отзыв. (28)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa