Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?
Бруно Джордано

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (28)


Марк Ермолаев
Постсоветский атеизм - его идеология, структура, адепты


Дипломная работа защищена в Московской духовной семинарии в 2003 г. Полный текст работы находится в библиотеке Московской духовной семинарии.


Содержание.

1. Вступление

2. Статистика

3. Идеология

Научные атеисты

Светские гуманисты

Левые атеисты

4. Атеистические общества и организации

"АТОМ" Атеистическое общество Москвы

"ОАП" Общество атеистов Подмосковья

Общество атеистов Орловщины

"РГО" Российское гуманистическое общество

Уфимское атеистическое общество

Другие

5. Заключение

6. Источники

 

ИДЕОЛОГИЯ

Православным сознанием атеизм воспринимается в первую очередь как неверие. Его формы могут быть различными в зависимости от его причин и предпосылок. Неверие - это состояние человеческой души, при котором бытие Божие не чувствуется, отрицается либо выводится за рамки человеческой жизни в целом. Можно выделить несколько форм неверия в зависимости от его содержания.

1. Неверие как синоним незнания. Здесь подразумевается неосведомленность, непросвещенность человеческого сознания в отношении бытия Божия. Такое состояние вызвано внешним фактором, поэтому вины самого человека в его неверии нет, так как при незнании нет и противления.

2. Неверие как нежелание верить. Причины такого состояния могут быть различными. Человек не хочет, чтобы Бог был, потому что в противном случае его жизнь, привычки окажутся не совместимыми с волей Божией; либо гордость вызывает неспособность подчинить себя; либо страх за ответственность в беззаконной жизни заглушает голос совести; либо все эти причины вместе; либо другие, подобные им.

3. Неверие как неверность. Здесь предполагается отказ от веры в результате неспособности проводить жизнь в соответствии с требованиями норм религиозного поведения. О таких ап. Павел говорит: "Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу" (Тит 1:16).

4. Неверие как безразличие. По мнению м. Вениамина (Федченкова), "Это есть практический индифферентизм, полусонное состояние людей, ничего глубоко не думавших и ничего до конца не решивших" .

5. Неверие как рациональная проблема, или теоретический атеизм. Те, для кого разум является единственным критерием истинности утверждений, оказываются не способными принять религию.  Ибо на пути к религиозной истине они встречают теоретические препятствия.

6. Неверие как противление Богу. Ярким примером является ницшеанство.

Теперь перейдем непосредственно к предмету нашего исследования - атеизму как социально-культурному явлению. Прежде всего, перед тем как начать разговор об идеологии современного российского атеизма, отметим то, что во многом атеизм сегодняшнего дня вырос из советского. Подавляющее большинство крупных работ, отечественных и переводных, было издано при Советской власти. Что-то сегодня уже атеистами не принимается, что-то перерабатывается, а что-то оставлено ими без изменений.

Атеизм (франц. atheism от греч. atheos - безбожный) - исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.  Это самое общее определение, которое дает светская научная литература. Оно требует конкретизации.

Атеизм - одна из наиболее последовательных в критике религии форм свободомыслия. Согласно атеистическому воззрению мир единственен и самодостаточен, религия - творение человека. Атеизм отрицает существование мира сверхъестественного (Бога, богов, духов и т. д.). Это основополагающие догматы атеизма. В советский период они были выстроены в относительно стройную систему. В наши дни атеисты в России не так едины в идеологическом отношении как ранее. Множество форм атеизма можно наблюдать сегодня. Классифицировать их не просто потому, что все современные формы так или иначе наследники одной и той же "советской атеистической платформы", тем более - активный обмен информацией и материалами в Internet приводит порой к тому, что на сайтах либеральных атеистов размещаются статьи, которые содержат идеи атеизма воинствующего и наоборот.

Мы будем рассматривать наиболее крупные и выраженные в идеологическом отношении группы и формы.

 
Научные атеисты.

Это наиболее крупное в количественном отношении направление в Российском атеизме. Это естественно, ибо вся идеологическая база была тщательно разработана в советский период. Фактически  все общества и организации, в названии которых присутствует слово "атеистический", в своих философско-идеологических убеждениях стоят на позициях научного атеизма. Среди них: Атеистическое общество Москвы (АТОМ), Общество атеистов Подмосковья (ОАП), Санкт-Петербургское общество атеистов, Общество атеистов Орловщины, Новосибирское атеистическое общество, Уфимское атеистическое общество, Общество атеистов Калужской области и другие, менее значимые организации.

Сегодня научный атеизм можно охарактеризовать как философскую систему, относительно законченную (хотя вряд ли может быть законченной система, в основе которой положено непризнание бытия, или признание небытия), опирающуюся в своих суждениях на диалектико-материалистические принципы анализа в исследованиях явлений и основ мироздания. Последователи научного атеизма открыли много сайтов в глобальных сетях:
www.atheism.websib.ru, www.ah-razum.narod.ru, www.ateizm.ru, www.acenter.h1.ru, www.ateizm.iatp.org.ua, www.deicide.irk.ru/main_k.html, www.mews.narod.ru/atheist/, www.boganet.chat.ru/boganet.htm, www.velsat.narod.ru.

По адресу -
www.atheism.ru  работает официальный сайт научного атеизма (он так и называется "Научный атеизм"). Его создатели - московские студенты А. Вязовский и М. Елисейкин. Благодаря стремлению этих молодых людей придерживаться научных форм подачи материала и ведения дискуссии, в данном проекте участвуют не только студенты, но и видные учёные и историки атеизма (Тажуризина З. А. , К. Е. Дулуман  и другие).  Приведём выдержки из основополагающей статьи сайта "Атеизм", в которой даётся "базовое определение атеизма". "Атеизм - философско-материалистическое учение. Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, бога, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения… Атеизм не начинает критики религии с отрицания бога, как иногда это представляют себе многие верующие. В этом случае, атеизм был бы просто верой в неверие, т.е. принципиально не отличался бы от религиозного мировоззрения… Атеисты не верят в бога по тем же причинам, по каким верующие не верят, например, в реальное существование кентавров, леших, кикимор или богов других религий…"

В одной из основополагающих статей сайта - статье  Тажуризиной "Атеизм", постулируется следующий взгляд на атеизм, с которым, вероятно, согласны и авторы этого интернет-проекта: "Атеизм - закономерный элемент духовной жизни общества, вызванный к жизни социальными, культурными, индивидуально-психологическими потребностями… Исследовались разные типы атеизма: естественнонаучный, вульгарный, догматический, научный (теоретический, опирающийся на диалектико-материалистические принципы анализа религии), изучались закономерности его развития…Теоретически обоснованный атеизм существует всего около трех веков, хотя зачатки его восходят к Лукрецию. Впервые он обрел жизнь благодаря усилиям французских просветителей, развивается в лоне марксизма, философского натурализма, секулярного гуманизма. Атеистическое мышление, будучи по существу новаторским, еще не освоено большинством землян… Атеизм - мировоззрение далекого будущего". В научно-атеистическом мировоззрении важно выделить две части - критика религии и утверждение ценности человека, причем говорится, что человек ценен сам по себе, а не как создание Бога, но не что человек есть высшая ценность вместо Бога. В "Манифесте атеизма" , который претерпел три редакции, первый пункт гласит: "Мы требуем соблюдения основных свобод человека - свободы личности, свободы слова, свободы вероисповедания и свободы от вероисповедания, свободы сознания". В том же документе раскрываются многие аспекты, которыми характеризуется, по мнению его авторов, научный атеизм. "Атеизм является не "простым неверием в бога", а представляет собой мировоззрение, включающее в себя научные, моральные и социальные основания для отрицания существования бога и философию жизни без бога", - пункт 2 манифеста. Также утверждается, что атеизм это не вера, а знание (сумма знаний) в работе Дулумана  К. Е. "Откуда знаем, что Бога нет?" .

Разработаны "научными атеистами" и социальные основы их атеизма:

1. Человек имеет право не исповедовать никакой религии, не верить в бога, не выполнять религиозных обрядов и свободно распространять свои убеждения.

2. Ни один человек не может быть наказан или социально дискриминирован за исповедание какой бы то ни было религии, либо за отказ исповедовать какую-либо.

3. Право выбрать веру, конфессию, религию или не выбирать никакой, принадлежит исключительно самому человеку. Человек не может быть принужден к принятию вероисповедания или отказу от него.

4. Данные о конфессиональной принадлежности или вероисповедании не должны присутствовать в документах, удостоверяющих личность и анкетах, предъявляемых к заполнению во всех государственных учреждениях.

Большое внимание научные атеисты уделяют трудам выдающихся мыслителей предыдущих эпох. Например, на сайте "Научный атеизм" доступны книги З. Фрейда и Б. Рассела; статьи Луначарского и С. Лема; стихи Г. Гейне и рассказы Я. Гашека. Представлены также труды современного ученого-атеиста, академика В.Л.Гинзбурга. Основной деятельностью научных атеистов сегодня является критика Церкви. "Принцип отделения церкви от государства мы рассматриваем основным конституционным принципом", - заявляют они в манифесте. По их мнению, в России этот принцип сегодня нарушается .

 В целом можно утверждать, что своей академичностью это направление обеспечивает фундамент всем формам современного Российского атеизма.

 Светские гуманисты.

Эта форма наиболее близка Научному атеизму. Но это - не чисто антирелигиозное, а более широкое движение.  Светские гуманисты объединены в Российское Гуманистическое Общество (РГО). Это межрегиональное общественное объединение секулярных, т.е. нерелигиозных, гуманистов юридически оформилось 16 мая 1995 г. Оно стало первой в истории России негосударственной организацией, поставившей своей целью поддержку и развитие идеи светского гуманизма, гуманистического стиля мышления и психологии, гуманного образа жизни. РГО имеет свое региональное отделение в Санкт-Петербурге  (Санкт-Петербургское отделение РГО).

Сами гуманисты дают такое определение своему учению: "Гуманизм - это мировоззрение, сущностью которого является идея человека как абсолютной для него самого ценности и приоритетной реальности в ряду всех других ценностей и реальностей" . Из этого определения видно, что в философской системе светского гуманизма нет места Богу. Точнее, если само бытие Божие прямо и не отрицается, то, во всяком случае, ему отказано в первенствующем значении. Подобная мировоззренческая позиция, по сути, есть богоборчество. Термин "светский" радом со словом "гуманизм" употребляется в противовес понятию "религиозный гуманизм". "Стремясь завуалировать объективную бесчеловечность религии, философы от теологии выдвинули понятие религиозного гуманизма. И вот, чтобы не путать его с подлинным гуманизмом, введен в обращение термин светского, т.е. нерелигиозного или секулярного гуманизма (от латинского слова saecularis - светский)."

 

Левые атеисты.

Кроме наименования "левые" их можно называть "воинствующие". Как и выше описанные направления современного атеизма, левые выделены автором в отдельную группу весьма условно. В их идеологии нет ровным счетом ничего нового. Тот же взгляд на религию, на человека, его права и свободы, на мироздание. Отличия мы находим лишь в их гражданской позиции. Они активны в противостоянии процессам "клерикализации общества". Под этим они понимают процесс проникновения религии во все сферы жизни общества. Русская Православная Церковь в центре их негативного внимания.  Их недовольство вызывают прежде всего следующие факты:

1) Экономическая сфера -

а.  Передача государством зданий, представляющих культурную и историческую ценность в собственность религиозным организациям;

б. Предоставление религиозным организациям налоговых льгот;

в. Субсидирование из бюджетных средств проектов воздвижения и восстановления храмов, часовен, монастырских комплексов и т. д.

2) Общественная жизнь -

а. Участие священнослужителей в многочисленных общественных мероприятиях, освящение гос. учреждений;

б. Присутствие гос. чиновников на церковных торжествах;

в. Преподавание в светских учебных заведениях "религиозных" предметов;

г. Присутствие священников в армии;

д. Приоритет религиозных деятелей в предоставлении слова средствами массовой информации  перед атеистами;

е. Законодательное закрепление "особого статуса Русской Православной Церкви" среди прочих религиозных и общественных объединений .

На этом претензии не заканчиваются. Воинствующих атеистов не устраивает всё, что делается Церковью и всё что делается на благо Церкви.

Сегодня их не много. К левым атеистам мы можем отнести почти всех настоящих марксистов. Среди членов КПРФ есть некоторые деятели, которые поднимают свой голос против религии, но они не особенно популярны  и более пригодны для внутреннего пользования. К воинствующим атеистам примыкают в нашей классификации и некоторые сатанисты. Например, известный в среде безбожников сатанист Warrax (Варракс)  публикуется на многих атеистических сайтах. Он активно участвует в атеистическом движении. Интересен тот факт, что о деятельности АТОМа (Атеистического общества Москвы) в интернете как сторонний наблюдатель пишет только Варракс, автором остальных статей являестя А. Вязовский ("отец-основатель" АТОМа, как его именует Варракс). Сей факт заставляет некоторых атеистов сомневаться в реальном существовании этого общества .

Нынешняя деятельность "левых" заключается в доведении до сведения общественности фактов "религиозного засилия" в обществе, такой род занятий они именуют правозащитной деятельностью. Как и положено "воинствующим", они в своих заявлениях не скупятся на остроты, кощунства, колкости, порой доходит даже до неприличия.

Следует отметить, что данная классификация не объемлет всего разнообразия типов неверующих. Их очень много, и вряд ли возможно описать все. Сами атеисты сегодня ведут между собой дискуссии и не могут договориться о том, на какой идеологической базе они могли бы объединиться. Кроме того, атеизм в Российском обществе имеет и латентные формы. Это проявляется чаще всего при обсуждении вопросов о роли Церкви в социальной и государственной жизни, реформах образования и т. д. Не мало общественных деятелей, не идентифицируя себя как атеистов, высказываются против Церкви с атеистических позиций. Вероятно, сильны ещё советские стереотипы мышления.

Оставить отзыв. (28)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa