Если бы змей был запретным, Адам и его бы съел.
Твен Марк

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (75)


Худиев С.
Эволюционизм, креационизм и псалмы Давидовы


Недавние публичные высказывания о. Александра Борисова в защиту теории эволюции вызвали неоднозначную реакцию среди верующих. Позвольте и мне высказать своё мнение на эту тему.

Один из даров, в котором мы, христиане, неизменно нуждаемся – это дар отличать важное от неважного, догматы веры от частных мнений, богооткровенную истину от наших – неизбежно подверженных человеческим ошибкам – интерпретаций этой истины.

Верность тому или иному истолкованию Писания, исторически сложившемуся в той или иной среде, это еще не верность слову Божию как таковому. Сказаное особенно актуально в связи с жаркими спорами между "креационистами" и "эволюционистами".

Вредоносная теория?

Вот пример, описанный в одной креационистской книжке. Некий благочестивый юноша из американских южных баптистов, воспитанный в убеждении, что земля сотворена несколько тысяч лет назад за шесть календарных суток, попал в крупный университет. Там он столкнулся с научными данными, которые было крайне трудно вписать в подобную картину. От университетских профессоров он услышал и о теории эволюции. В результате, молодой человек полностью утратил веру своего детства и стал убежденным атеистом.

Автор книги видит в этом пример вредоносности теории эволюции. Я бы увидел в этом пример другого – как неверно увязывать веру во Христа с теми или иными естественнонаучными представлениями. Случай с этим юношей особенно печален, потому, что у него в действительности не было никаких оснований отрекаться от веры в Бога. Самое большее – у него были основания отойти от некоторых представлений, принятых в религиозной общине, где он вырос.

Писание и христиане – о сотворении мира

Некоторые христиане верят в то, что земля сотворена относительно недавно; другие в то, что она сотворена давно. Этот вопрос не первый год будоражит христианское сообщество.

Творец неба и земли, всего видимого и невидимого, мог действовать так или иначе. Нам следует со смирением принимать то, что Он открыл в своей Книге Природы – даже если это в чем-то не совпадает с нашим привычным толкованием Его другой Книги, Библии.

В действительности Священное Писание ничего не говорит о возрасте земли. Возраст в несколько тысяч лет высчитывается при помощи некоторых, весьма спорных истолковательных приемов. Толкование Шестоднева именно как шести календарных суток также не диктуется самим текстом.

По словам священника Дмитрия Черепанова, кандидата физико-математических наук, "многие святые отцы и учители Церкви, жившие задолго до великих естественнонаучных открытий нового времени, понимали и толковали откровение книги Бытия отнюдь не буквально, используя символические и даже аллегорические методы толкования. В частности, важнейшее библейское понятие "День Творения" никак не может быть отождествлено с понятием астрономических суток, и стоит гораздо ближе к греческому понятию "эон"".

Обыкновенное чудо

Я бы также отметил, что дилемма, вокруг которой ломают копья эволюционисты и креационисты – "сотворено ли многообразие видов Богом или же оно образовалось в результате естественных процессов", представляется мне просто недоразумением, причем недоразумением, связанным с отходом от библейского взгляда на мироздание.

Психологически мы склонны предполагать, что Божьи действия должны носить какой-то резкий, внезапный, явно сверхъестественный характер, а вот "естественные процессы", протекающие медленно и незаметно для нашего глаза, находятся якобы вне сферы Божьей активности.

Иными словами, если кот домашний появляется у нас на коленях внезапно и из ничего, нам легко признать его Божьим творением. Но если его появлению предшествует длительная история одомашнивания, то – труднее. Возможно, это результат наложения веры в Бога на атеистическую, по сути, картину мира.

В этой картине вселенная, как огромный механизм, крутится "сама собой", без участия Бога. А Бог иногда откуда-то снаружи вмешивается в отлаженный бег, творя чудеса. Однако библейские авторы видят процессы мироздания в ином свете. В их представлении вся вселенная, каждый ее атом, каждая капля дождя пронизаны творящим присутствием Создателя.

Писание рассматривает естественные процессы, как часть творческой активности Бога. Псалмопевец, например, пишет:

Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс.138:15,16).

Беременность – естественный процесс, но Писание усматривает в нем именно акт творения. У меня глаза отца, подбородок деда и волосы матери; мое лицо – результат определенного сочетания генов, которые я унаследовал от своих предков. Являюсь ли я Божьим творением? Несомненно! Означает ли это, что я создан каким-то отдельным, изолированным актом Божьего могущества? Нет.

Я – результат длительного процесса, в котором принимали участие многие поколения моих предков. Они вступали в брак, рожали детей и передавали свои гены дальше, пока Бог не взял все это, чтобы соткать меня в утробе моей матери. Этот долгий процесс был вполне естественным и, если мы принимаем свидетельство псалмопевца, он был одновременно и актом Божьего творения.

Теория эволюции и моя вера

Мне кажется, христиане часто "ведутся" на провокацию своих оппонентов-атеистов, соглашаясь на противопоставление "естественный – сверхъестественный", "сотворен – эволюционировал", "природные процессы – вмешательство Бога". В мире, каждый квант которого создан и поддерживается в бытии Богом, само это противопоставление бессмысленно.

Противопоставлять "творение" и "естественные процессы" – значит смотреть на мир с небиблейских позиций. На самом деле, не существует никаких независимых от Бога "естественных процессов". Для священнописателей Бог несомненно присутствует в явлениях природы – привычных, повторяющихся из года в год, в нашем представлении вполне "естественных":

Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека (Пс.103:14,15).

Не знаю, верно ли представление о том, что многообразие видов формировалось постепенно. – Я не специалист в этой области. Однако уверен, что если это так, то это никак не подрывает христианскую веру в сотворение. Бог Библии творит через "естественные процессы". Благоговейное изумление, с которым христианин воспринимает чудеса тварного мира, от этого не становится меньшим.

Источник: Миссия "Возвращение к Богу"

Оставить отзыв. (75)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa