Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (4)


Колтович Евгений
Кое-что о гордыне


Темой моей сегодняшней проповеди будет гордыня и все то, что из нее вытекает.

Вы, конечно же, знаете, в чем упрекают главным образом верующие атеистов: это гордыня. Стремление к Истине вне Священного Писания (ударение ставить по усмотрению) определяются как томления духа. С верующими вообще трудно разговаривать, потому что они весь разговор переводят в русло своей веры.

Сколько я себя помню, у меня всегда была неодолимая жажда знания и поиск, какой то истины, что в принципе и привело меня в общину. Когда я учился в Университете Культуры (МГУКИ), некоторые верующие педагоги рекомендовали мне поступать в духовную семинарию. Они это мотивировали тем, что мои мысли, это мысли настоящего православного человека. Не скрою, я действительно верю в идеалы: я верю в любовь, справедливость, в добро, совесть. У меня мама детский врач и вся ее жизнь это самое настоящее служение. Сам я из Приморского края, жили мы в поселке, на берегу моря, и, если хотите, я видел знак Вечности в Тихом океане. Поэтому тяга к Абсолюту у меня с детства. Да и пример матери многое значил. Отец был простым моряком, но так же интересовавшийся всем на свете. Дома у нас богатейшая библиотека, просто все завалено книгами. Получилось так, что во мне соединились довольно различные стихии: книжно-интеллектуальная и духовно-эстетическая. Я читал кучу книг, причем по разным темам, так как мне интересно практически все от истории до астрономии, учился в музыкальной школе (фортепиано), ходил в походы в тайгу и на море, рисовал, а так же выписывал "Науку и жизнь", "Технику-молодежи", "Вокруг света", "Палеонтологический журнал", "Иностранную литературу" и проч.

В голове у меня гремучая смесь…

Но я всегда верил и верю в идеалы, и старался следовать им. Некоторые считают что идеалы и неверие в бога несовместимы. Но я знаю многих людей совмещающие в себе несовместимое, что говорит об их большей духовной силе, нежели у верующих. Мне интересно, если убрать у верующих бога, смогут ли они так же жить, как предписывает вера? Можно сказать, что слова Достоевского о том, "что убери бога и значит все можно", скорее относится к ним, к верующим. Но жить так, как предписывает вера, но при этом, знать, что после смерти тебя ничего не ждет,… согласитесь, это достойно большого уважения.

Мне советовали вплотную заняться духовным подвижничеством и подумать о религиозном образовании. И что тут скрывать, я повелся. Я даже крестился в один из кризисных моментов.

Однако я отвлекся, продолжение будет в следующем номере, а пока побеседуем о гордыне.

Отвлечение: Если к вам пристанут на улице и спросят, знаете ли вы имя бога, ответьте так, как ответил мой друг: "Знаю. А вы знаете его фамилию?".

Все устремления человека к большему, чем он знает на данный момент, благолепные именуют "томлением духа". И как следствие этого,—гордыня. Горделивый человек с высокомерием относиться к бытующему знанию и к тем, кто этого знания придерживается. Горделивый человек, как вытекает из названия, гордиться своей принадлежностью к нечто, по его взгляду более высокому и лучшему, а так же собой, как практикующего соответствующий образ жизни. К этому приводит гордыня ума.

Ортодоксальный последователь РПЦ с высокомерием относиться к иному знанию и к тем, кто этого знания придерживается. Ортодоксальный последователь РПЦ, как вытекает из названия, гордиться своей принадлежностью к нечто, по его взгляду более высокому и лучшему, а так же собой, как практикующего соответствующий образ жизни. К этому приводит гордыня веры.

Гордыни ума, как таковой не может быть. Умный, думающий человек не может быть удовлетворенным своим нынешним, духовно-интеллектуальным уровнем. Процесс обучения у него бесконечен. За время, отведенное ему жизнью, он старается взять максимально больше. Думающий человек как бы разрываем феноменами, которые лучше всего выразили два мудреца Сократ и Лао-Цзы. Первый сказал: "Я знаю то, что я ничего не знаю", второй же: "Я не знаю того, что я знаю". Гордыня, это свидетельство остановки на каком то, одном уровне и даже более того, чувством полного и глубоко удовлетворения от нахождения на данном уровне. Прекращается рост по вертикали, горизонталь становиться доминирующей константой в жизни этого человека.

Можно сказать, что познание бога тоже есть рост, можно. Но разве можно говорить о духовном и интеллектуальном росте, когда уже определена граница в этом пространстве. Ни о каком интеллектуальном развитии в среде верующих говорить не приходиться. Придите в храм, поговорите с ними, а так же со священниками.

Но здесь правильнее будет говорить о росте духовном. Но даже верующие признают, что и в их среде есть не слишком хорошие люди, а среди атеистов или представителей других религий есть прекрасные и весьма достойные. Но разве не логично прийти к выводу, что дело вовсе не в религии, а в человеке.

Но, тем не менее, ортодоксы, как бы априори считают, что поступки одинаковые по действию, но совершенные членами разных конфессий уже разняться именно по этому признаку. Один мой знакомый так и считает, а он истово верующий. Когда я ему привожу положительные примеры из католицизма, буддизма, он как бы кивает головой, говорит, что да, поступок хороший, но у них нет любви, а у православия она есть, а значит данный поступок, хоть и хороший, уступает в качестве аналогичному поступку православного.

Ортодоксы пропитаны спесью и гордостью оттого, что они ортодоксы. Они свято верят в то, что, возможно в запальчивости, ляпнул Достоевский: "Русский и православный—синонимы".

На мой вопрос о расовой принадлежности негра принявшего православие (а православные миссии есть и в Африке), последовал невразумительный набор аллегорий, ссылок; сделав немыслимую и неубедительную петлю, собеседник ушел в другую степь, доказывая мне, что русский, принявший, скажем, ислам, становиться отщепенцем. Но он так и не смог ответить, становиться ли отщепенцем негр принявший православие. По его глазам я видел, что он хотел бы сказать—нет, не стал, ибо он принял истинную веру, но по моим глаза он видел, что для меня это утверждение было бы нелепо и смешно.

Так же я пытался выяснить национальную принадлежность бога. По всем статьям выходит, что бог, создавший Адама (Кадмона) и от которого в первую очередь пошли народы семитской группы, был евреем.

Как же тогда быть с грузинами, армянами, болгарами, греками? Они то же русские? Ну, с кавказцами еще можно разобраться, они несториане, а с остальными? А как же коптская церковь в Египте, которая тоже вышла из византийской и тоже по определению очень близка к православию. Есть еще сирийская ветвь.

Так же я много слышал и читал о том, что ирландцы похожи по характеру на русских. Такое же впечатление оставляет роман Джойса "Уллис" (такие же, прикольные…разгильдяи, в хорошем смысле этого слова). Но ирландцы католики.

Тогда одно из двух: либо мы католики, т.к. по характеру сходны с ирландцами, либо все, вышеперечисленные народы—русские.

Вы согласитесь, что гордыня веры приводит к интересным и неожиданным умозаключениям.

Отвлечение: На вопрос о местонахождении бога, когда вас уверяю, что бог внутри нас, надо пылко доказывать, что где-то (на острове, в пещере, на горе, в стене тамплиерского замка, на другой планете, комете, астероиде, в лунном кратере (нужное подчеркнуть) обнаружили могилу бога. Указаны все его псевдонимы, включая тетраграмматон, и годы жизни. И экзальтированно добавить в конце: "А ведь у Ницше был пророческий дар".

Православие монополизировало любовь, и они горды этим. Нигде в религиях не говориться о любви так, как у них. У кришнаитов тоже все построено на любви. Они, извините за грубость, просто затрахают своей любовью. Но вы послушайте, как они (православные) говорят о любви. В их речах совсем нет любви, кроме слова "любви". Но говорить "любовь" и любить это разные вещи.

Сколько злости, сколько яда у некоторых, почти у многих православных. Складывается ощущение, что они ненавидят другие религии, только за то, что они не додумались до такого, действительно прекрасного идеала как "возлюби ближнего своего".

Они упрекают нас в гордыне, и тут я подхожу к главному тезису в этом эссе.

Скажите, как можно охарактеризовать претензии верующих на то, что они знают, чего хочет бог? Они говорят, зачем он делает то-то и то-то, он хочет того-то и того-то. "Он нас любит. Он нам блага желает"--говорят они. Но при этом у них хватает смелости говорить о том, что бог непостижим, и пути Господни неисповедимы. Ну, вы уж тогда определитесь: если они неисповедимы, то и не говорите за него, а если вы уж взяли ответственность за то, что знаете, все помыслы Божии, не говорите, что его пути неисповедимы. А значит, если брать во внимание второе утверждение, бога можно подвергнуть лабораторному анализу и наметить перспективы развития в области изучения богологии.

Как мы видим, верующие взяли на себя право решать за бога, чего он хочет и как он это делает.

На основании вышеизложенного со всей очевидностью следует:

Верующие неизбежно приходят к фактору гордыни, как следствию вероисповедания, определившего таковую в реестр семи смертных грехов.

Почти по Гегелю: "Отрицание отрицания—как один из законов (кажется второй, врать не буду) философии".

Евгений Колтович.

В следующий раз мы поговорим о душе, апокалипсисе, и как будут ему рады верующие, а так же почитаем молитвы.

Оставить отзыв. (4)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa