Чтобы быть философом надо ясно видеть, а чтобы быть правоверным, надо слепо верить.
Дидро Дени

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (4)


Митрофанов Александр
Лидия Антонова: "мы не можем пустить изучение православия на самотек"


Обучены верить

Состоится ли смычка церкви и школы?

Предмет "Основы православной культуры", введенный на территории ряда церковных епархий (Московская, Смоленско-Калининградская, Кемеровская) в ряд обязательных школьных дисциплин, как и предложение церкви о внедрении религиозного образования в высшую и среднюю школы, вызвал ожесточенную дискуссию. Одни, "законники", требуют соблюдения светского характера образования, записанного в Конституции РФ, а также в российских законах "О свободе совести и религиозных объединениях" и "Об образовании". Другие, "традиционалисты", пользуются термином "каноническая территория" и утверждают, что исторических заслуг их религии или конфессии достаточно для того, чтобы дать детям религиозное воспитание в светской стране, указывая различные возможности толкования "светских" законов. Общество застыло на пороге нового разделения. На этот раз по одному из самых вечных вопросов русской истории последних двух веков.

Группа товарищей из Московского общества атеистов намерена инициировать судебный процесс против Министерства образования Московской области, которое, по их мнению, покусилось на свободу совести школьников Подмосковья. Религиозную пропаганду атеисты приравняли к таким вредным для общества явлениям, как водка и футбол.

"Министерство образования области заключило договор с Московской епархией РПЦ о проведении основ православной культуры в светских школах. Таким образом министр образования нарушил Конституцию, все существующие законы нашей страны и международные правовые акты", - заявил адвокат Борис Монахов, представляющий интересы Общества атеистов. Безобидное на первый взгляд название предмета, как уверяют атеисты, не должно вводить в заблуждение: речь идет о преподавании в светских школах чуть ли не закона Божьего.

Руководители общества Александр Крайнев и Александр Щев собрали пресс-конференцию и рассказали о "зонах катехизации" в области: Ногинск и Нарофоминск. Там, по их словам, уже скармливают "религиозный опиум" ученикам: священники преподают Священное Писание и ставят школьникам отметки - так "попираются права других религиозных объединений, а их в России сорок, и атеистов".

Богоборцы решили судиться с Минобразованием области и на страницах своего журнала "Новый безбожник" обличают власть, которая совместно с РПЦ "хочет превратить Россию в теократическое государство". Александр Щев считает, что религиозное воспитание юношества стало одной из причин "футбольного" погрома в центре Москвы: "Нынешняя политика оболванивания народа, когда ему представляют в качестве содержимого его сознания только футбол, водку или церковную пропаганду, ведет к деградации. И наглядное проявление ее мы видели 9 июня".

Корреспондент "Известий" отправился за разъяснениями к министру образования Московской области Лидии Антоновой.

- Лидия Николаевна, говорят, вы объявили крестовый поход против атеизма в подмосковных школах?

- А факты?

- С РПЦ вы договор заключали?

- Да, в ноябре 2001 года мы подписали с Московской епархией договор о сотрудничестве. Его цель - оказывать содействие в различных вопросах. В том числе и в вопросах знакомства детей с основами православной культуры.

- Почему именно с православной?

- К нам любая конфессия может обратиться с предложением о сотрудничестве. В области население многонациональное, но история Подмосковья в основном основывается на традициях православия.

- В чем заключается это сотрудничество?

- Вместе с епархией мы проводили рождественскую елку: на нее приехали дети из школ, детских домов. А по поводу курса... Московская епархия предложила нам ввести этот курс в систему образования области. И мы создали комиссию из работников Министерства образования, представителей муниципальных органов образования, епархии РПЦ и педагогических учреждений Подмосковья. Она изучила программы и учебники, которые позволят детям познакомиться с основами православной культуры.

- В обязательном порядке?

- Нет. Этот курс может проводиться в рамках кружка или факультативно - после занятий и только по желанию родителей и детей.

- Вести занятия будут светские учителя или священнослужители?

- Курс должны вести педагоги, прошедшие соответствующую подготовку. Священника тоже могут пригласить, и в течение года он может прийти на одно или два занятия. Но с согласия родителей.

- Другие конфессии вам предлагали сотрудничество?

- В Подмосковье проживает большая татарская диаспора. Недавно у меня был представитель Татарстана и сообщил о желании ввести в некоторых школах изучение татарского языка, тоже факультативно.

- Так что у вас все под контролем?

- Есть районы, где сильно влияние православной церкви: Ногинск, Дмитров. В ряде школ Ногинского района уже активно внедряют элементы православного воспитания. И это нужно брать под контроль, чтобы не ущемлялись права других конфессий. С главами этих районов мы встречаемся и говорим им, что их непопулярные решения могут вызвать межнациональную рознь.

- Какие непопулярные решения?

- Бывает, что глава администрации издает приказ: ввести православный курс в школьную программу. Такие попытки были в Дзержинском - там рядом монастырь и духовная академия. И нам пришлось вмешаться. Жалоб от населения не было.

- Отсутствие жалоб - единственный критерий?

- Мы проверяем и по своей линии, инспекционной. Но, уверяю вас, если бы возник хоть один критический голос, он был бы услышан.

- А церковь довольна?

- Она считает, что я действую медленно. Но я стараюсь работать взвешенно. В первой же беседе с митрополитом Ювеналием я сказала, что мы стоим на позициях закона и можем вводить этот предмет только в рамках кружковой работы или факультативно.

- А как они хотели?

- Чтобы это было обязательным предметом, с привлечением священника. Но вы же видите, что у нас происходит: проявления экстремизма, особенно среди молодежи. И мы разворачиваем работу по выполнению федеральной программы толерантности. Да, мы живем на православной земле, и дети должны знать основы этой культуры. Но разжигание межнациональной розни, ущемление прав других конфессий совершенно недопустимо. Когда церковь на нас вышла, проще всего было ей сказать "нет". Но мы в министерстве понимали: если это началось в области и других городах, если где-то священники уже ведут этот курс, то нужен какой-то орган, который бы занимался этим. Мы не можем пустить изучение православия на самотек. И нашли с церковью взаимопонимание.

- Программа начнется с 1 сентября?

- Она, может быть, и не начнется. Сначала каждая школа должна предоставить мне информацию о том, что они выбрали правильную литературу, что у них подготовлены кадры. Мы только прошли первый этап - провели экспертизу литературы и программ.

- А если директор школы скажет, что ему программа не нужна?

- Значит, ее и не будет.

Заключение "Известий"

В нашей стране три закона утверждают светский характер государства и школы: "О свободе совести" и "Об образовании", а также Конституция РФ. Правда, в одном из них подчеркивается исключительная историческая заслуга православной церкви.

Дело дошло до преподавания в учебных заведениях православных дисциплин. Эта проблема более глобальна и обща, чем кажется на первый взгляд: по сути речь идет о том, останется общественный строй нашей страны светским или же будет признано главенство и государственная роль православия. Но второе будет означать, что Россия поступится тем, что называлось научным мировоззрением, и станет клерикальным государством с государственной религией.

По многим признакам власть имущие к этому шагу готовы. Готова ли к нему страна? Мы хотели бы знать мнения наших читателей.

Справка "Известий"

Атеизм как пережиток прошлого?

Проблемой православного образования в школах и вузах занимается Координационный совет по взаимодействию между Министерством образования РФ и Московской патриархией РПЦ, созданный в 1997 году. На самом деле церковь и государство договорились об изучении теологии еще в 1992-м. Тогда же закон Божий как обязательная дисциплина приобрел широкое распространение в частных школах и гимназиях, в некоторых государственных школах появились православные факультативы. К преподаванию в обоих случаях были привлечены священники.

По данным официального сайта РПЦ, в ведении церкви находятся 5 духовных академий, 30 духовных семинарий, 45 училищ, два православных университета и богословский институт, 9 подготовительных пастырских курсов, 3 епархиальных женских духовных училища, 7 школ катехизаторов. Имеются 11 регентских и 4 иконописных школы и отделения, только в Москве 123 церковноприходских воскресных школ. Общее число учащихся духовных школ, включая заочников, - около 6000 человек. Образованы учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди мирян.

Как сообщили "Известиям" в пресс-службе Московской патриархии, в данный момент церковь выступает за введение таких предметов, как "основы православной культуры" и "основы православной этики" в качестве дисциплины по выбору, находящейся в рамках основной, а не факультативной учебной сетки (это, как нам пояснили, необходимо для того, чтобы изучение православных дисциплин не представляло дополнительной нагрузки для ребенка).




Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Лидия Антонова: "мы не можем пустить изучение православия на самотек" - исходный материал с сайта газеты "Известия"
Дело века. Наука против религии - мнения разных людей по вопросу введения религиозно ориентированых предметов в школах.
С любовью приступим? Вопросы представителям инославных религий - мнения по вопросу введения религиозно ориентированых предметов в школах.
Оставить отзыв. (4)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa