В том и божественность, что есть боги, но нет никакого Бога!
Ницше Фридрих

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (4)


Разное
Церковь идет в школу (отзывы читателей)


В обычных общеобразовательных школах, расположенных на территории трех церковных епархий, введен обязательный предмет "Основы православной культуры". По согласованию между Министерством образования РФ и Русской православной церковью. Церковь все настойчивее выступает за то, чтобы и средняя, и высшая школы давали религиозное образование. Общество в горячем противостоянии: одни активно сопротивляются ново(старо?)введению, другие его торопят...

Газета дала слово и тем и другим (тематическая страница "Обучены верить" вышла 23 июля с.г.). И предложила членам Клуба продолжить разговор.

Отклики посыпались как из мешка. Обстоятельные, иногда очень эмоциональные, но чаще холодно-рассудительные. 207 писем! На сегодня это абсолютный рекорд. Чтобы опубликовать их все и без сокращений, нам потребовалось бы 20 газетных страниц. Благодарим всех откликнувшихся! В полном объеме дискуссия выставлена на нашем сайте по адресу: http://www.izvestia.ru/projects/izv_kforum.html.

Поразителен и характер дискуссии. Практически все члены Клуба - и верующие, и неверующие - против обязательного преподавания религиозных предметов в государственной средней школе. Хотя резоны у них разные.

Любая церковь сегодня - это бизнес

У нас многоконфессиональная страна. И самая многочисленная "конфессия" - это атеисты. Конечно, есть мода на православие, ношение крестиков, стояние со свечками в церквях... Власти эту моду всячески поддерживают (даже личным примером). Тут все ясно. При помощи тех или иных догм не так уж трудно манипулировать общественным сознанием, а после краха марксистской догматики образовался определенный вакуум... Вот мы и наблюдаем непрерывное заигрывание с патриархами.

Мне же представляется, что следует различать три понятия: веру, религию и церковь. Вера - это внутренний мир человека: или в тебе есть чувство бога, или его в тебе нет. Религия же - некие формализованные правила, и дело верующего - подчиняться им или просто носить веру в себе. Церковь же присвоила себе право быть посредником. И "кто не слеп, тот видит", что эта организация живет на комиссионные.

Иными словами, в наши дни любая церковь - это бизнес. Именно экономическими соображениями можно объяснить войну между РПЦ и папой римским. Они же не воюют ни с мусульманами, ни с иудаистами, понимая, что у них совершенно разная паства (все мы в их представлении стадо овец). Отсюда и стремление РПЦ влезть в школы, обучать детей своим догмам. На мой взгляд, этому нужно решительно препятствовать: "Богу богово, а кесарю кесарево"!

Леонид БОЯРСКИЙ [boy@casper.che.nsk.su]

***

Никаких попов в светской школе!

Хочу высказать свое отношение к внедрению в школьное образование основ православия в самой резкой форме: никаких попов в светской школе быть не должно ни в коем случае! Допускается "История религий" - только как факультатив, только в светской одежде!

Мои младшие сыновья (близнецы, 11 лет) изучают православие вне школы, читают церковно-славянские тексты, и им не надо объяснять содержание той или иной иконы, как и картины на библейский сюжет. Они с удовольствием поют в церковном хоре. Но они ничего бы этого не делали, если бы все это входило в школьное образование, даже факультативно, - по их собственному признанию.

Многие мои предки по отцу (см. Большую Советскую энциклопедию) были весьма серьезно оцерковлены. Дед по матери имел приход под Саратовом, а его братья были иереями. В советское время трудно было получить не искаженные антирелигиозной пропагандой знания о Святом Учении. Однако кто стремился, тот их получал. От дедов мне остались Библия, Евангелие и Ренан. Только в 13 лет, когда я стал интенсивно посещать музеи, я стал читать эти книги. То есть к религии я пришел через искусство. И считаю этот путь правильным. Поработав в Средней Азии, я волей-неволей взялся за изучение Корана, а проникнувшись творчеством Рериха, познакомился с основами индуизма и буддизма...

И все же я никогда не испытывал необходимости и желания быть оцерковленным в какую бы то ни было веру, хотя и крещен в православии.

В школе вся пионерская показуха если и не вызывала тошноту, то как минимум приучала к лицемерию. Думаю, то же самое будет и с основами православия.

Владимир ДЕБОЛЬСКИЙ [debolsk@aqua.lasr.ru]

***

Это чревато дискриминацией

Сходную проблему обсуждали и в Польше: включать в школьную программу "Катехизис", а главное - вносить экзаменационную оценку знаний учащихся по этому предмету в аттестат зрелости или нет? Проект клириков был отвергнут как чреватый социальной дискриминацией по конфессиональному признаку. И это в стране абсолютного преобладания католицизма!

Роли Костела и Церкви в новейшей истории двух народов даже сопоставить невозможно. В самые черные дни истории Польши ни у одного католика, думаю, не возникало чувство оскверненности своего храма и чувство собственной богооставленности. А Русская православная церковь не только не смогла противостоять большевизму, но и сама значительно советизировалась.

Александр РЕНАНСКИЙ [renan@ehu.by]

***

Где ты, православная мать Тереза?

Думаю, в руководстве РПЦ умные, даже очень умные люди. Они опасность раскола детей на наших и не наших предвидят. И идут на это вполне сознательно, хотя никогда в этом не признаются.

РПЦ шаг за шагом влезает в Государство. Свои часовни уже есть в учреждениях, воинских частях, даже при министерствах. Свой духовник - едва ли не у каждого министра, о чем они с гордостью сообщают. Но зато с больницами или хосписами плоховато.

Больницами РПЦ занимается как-то без энтузиазма. Конечно, вывески на больницах встречаются, но вот монашек-сестер милосердия или монахов-санитаров не видно. Куда как эффектнее зайти в больницу раз в году, одарить больных перед телекамерой бумажной иконкой и яичком, чем 365 дней в году выносить горшки. Не слышно, увы, о православной матери Терезе...

Зато под госкрыло РПЦ рвется, ох как рвется. Там комфортнее.

Там власть! Полагаю, мечта высших иерархов РПЦ - занять в государстве место Суслова, всемогущего и всевластного идеолога.

На пути к власти РПЦ нужны школы, а не больницы.

Нужна армия, а не Армия Спасения.

Нужны часовни в министерствах, а не бесплатные столовые для бедных.

Нужна цензура, а не свобода.

Но что нужно обществу?

Справедливости ради отметим, что любая преобладающая религия в любом государстве стремится занять властное место. Просто наученное опытом общество дает этим попыткам твердый отпор.

Сможем ли мы это сделать, научил ли нас чему-то наш горчайший опыт?

Одно утешает. Зная средний уровень школьных историков и местных священников, можно предвидеть, что они устроят из уроков православия такое махровое занудство... И на этой почве неизбежно расцветет здоровый атеизм. (Так 70-летнее изучение марксизма привило обществу стойкое отвращение к нему.) Но детей жалко.

В. СТОЛЯРОВ, Москва

***

А у руля встанут крещеные пацаны

Да, это настоящая чума. Дело даже не в том, что комиссары в черных рясах рвутся в школы. А в том, что, по всем признакам, запущен продуманный процесс сворачивания более-менее продвинутой технически цивилизации в России. Цивилизации, в которой мы прожили весь XX век.

Представим себе: проект обязательного религиозного воспитания в российских школах успешно внедрен! Что будет собой представлять через поколение Россия?

Хранительница святынь с ублюдочной трубопроводной экономикой? (У руля, конечно же, будут стоять правильные, "православные" пацаны.) "Настоящие" страны нам за нефть-газ дадут машины, самолеты, компьютеры, будут в космос пускать проветриться. Как экскурсантов!

А может, и не совсем так. Платкасто-бородастая истерика, вызванная нашей поистине космической гордыней, иссякнет естественным образом. И останется немереное пространство без современных городов и дорог, с оставшимся населением - очнувшимся, но уже безнадежно утратившим свое последнее достояние - драгоценную, бывшую энциклопедической (как раз по причине нашей ОТСТАЛОСТИ!) систему высшего академического образования...

А. ЯКУНИНСКАЯ, Санкт-Петербург

***

Рука руку моет

Кому это нужно? Ответ прост и ясен. Для РПЦ это необходимо. Для правительства - вопрос пока не решен, но движется в сторону "нужно" (что очередная глупость!). А для школы, то бишь для народа... Каковы вообще взаимоотношения народа и церкви сегодня? Для народа они таковы: прикажут крестить лоб и детей - будут крестить, прикажут громить и растаскивать - немедленно исполнят.

Так что вопрос автоматически переходит в плоскость "церковь - правительство". Каковы взаимоотношения этих огромных бюрократических организаций? Просты, как гвоздь! Сводятся к одному слову: взаимоподдержка. Рука руку моет. И вот читаем, к чему стремится церковь: сигаретки продать без пошлины на миллионы американских рублей, алкоголем торгануть, тоже без пошлины... Уму непостижимо, а ничего, все утерлись - и тишина!

Вопрос о взаимоотношениях любой организации с детьми - это вопрос морали. А морали сейчас нет. Нигде нет. Ни в церкви, ни в правительстве, ни в школе. Стало быть, все возможно.

Но я, конечно, категорически против.

Юрий ШПИТАЛЬНЫЙ [rtbo-main@mtu-net.ru]

***

Получим либо фанатиков, либо атеистов

Строго говоря, этот разговор лишний. Мы не Иран и даже не Польша, мы светское государство. Вот и все.

РПЦ все время пытается стать государственным институтом, это факт. Чего стоит общегосударственный праздник 7 января - Рождество Христово, это при многоконфессиональной-то стране и 70-летнем атеистическом прошлом. А если РПЦ еще и землю получит, то мы заполучим еще одного олигарха, который постепенно подомнет под себя все и вся. Нельзя ее пускать в школу. Если пустим, то получим: либо абсолютно ни во что не верящих людей, либо фанатиков, которые будут бороться с любыми иными взглядами. Посмотрите на результаты исламского среднего образования...

Яан СИЛЬБЕР [silber@imail.ru]

***

Духовность по программе не выращивается

Школа не осталась нейтральной по отношению к религии: существование Бога отрицается, но вера в него не возбраняется. Вот пусть так все и остается. Я не верю, что в школах по программе может выращиваться в людях духовность, любовь и сострадание. А вот ханжество - может.

Да, после "отмены" коммунизма о душе порадеть некому, да, на месте веры - пустое место. Но на этом месте человек сам вырастит то, что ему нужно. А после того, как там потопчутся дежурные наставники, надежды на естественное развитие мало.

Руслан СУШОН [sushon@profaudit.ru]

***

ЛИЧНЫЙ опыт

Сидеть тихо и не задавать вопросов

Шел 1992 год, мне было 12 лет. Я училась в 6-м классе средней школы-гимназии N 4 города Актау в Казахстане.

Гимназия считалась передовой. И вот среди других "гимназических" предметов (этики, истории искусства, хореографии, бальных танцев) решили ввести предмет под заманчивым названием "История мировых религий". Преподавать взялась учительница отечественной истории.

Наш класс представлял почти все национальности, населявшие тогда Казахстан. И каждый ждал, что будут рассказывать именно про его религию. Историю мусульманства и православия ждало большинство.

Но на первом же уроке наша учительница принесла книжку "Закон Божий. Православие для детей". И стала читать ее вслух.

Мы сначала не поняли, что это за урок. Но когда нам задали домашнее задание - в тетради правильно нарисовать православный восьмиконечный крест, переписать некоторые главы из Евангелия, - мы поняли, что происходит. И сразу же задали вопрос: все ли уроки будут ТАКИМИ? И почему выбрано именно православие?

Нам объяснили: в этом году будем изучать православие, так как нашлась "очень хорошая книжка", а в следующем году - мусульманство. И т.д.

Мы успокоились. Но скукотища по чтению "Закона Божия" продолжалась несколько месяцев - и мы все просто завыли! Стали требовать свободного посещения. Нам отказали. "Но если кому не нравится слушать, тот может на уроке заниматься своими делами..."

За год книжка "Закон Божий" была прочитана. И предмет из расписания убрали. Мы так и не узнали, сколько сур в Коране, почему мусульманки в некоторых странах носят чадру, кто такой Будда Шакьямуни и чем отличается Махаяна от Хинаяны.

Я не виню учителей. Они думали, что идут в ногу со временем... Но трудно найти ту золотую середину, поискам которой, по-видимому, посвящены и материалы страницы "Обучены верить".

Ольга ПРОТОПОПОВА, 22 года, Тверь

P.S. Я считаю себя православным человеком, хочу, чтобы мои дети были знакомы с традициями православия. Но привлечение в лоно любой церкви не должно происходить в обычных школах, в этом я уверена.

Страницу подготовила Татьяна ФИЛИМОНОВА filimonova@izvestia.ru




Ссылки на другие материалы сайта по этой теме
Лидия Антонова: "мы не можем пустить изучение православия на самотек" - материал на который были получены отзывы читателей
Оставить отзыв. (4)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa