Все люди рождаются на свет с носом и пятью пальцами на руке, и ни один из них не появляется на свет с понятием о боге.
Вольтер

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (9)


Разное
Нужна ли детям духовная сила?


Как известно, бурную общественную реакцию вызвало письмо Министерства образования России (от 22.10.02) о праве государственных школ включать в основную программу новый предмет – «Православная культура».

Мгновенная реакция: «Попы идут в школу!»; «Не отдадим детей церковникам!». Наши сограждане, имеющие и не имеющие детей, разделились на два лагеря: одни – «За» духовое воспитание детей. Другие – «Против»: церкви не место в школе.

Ситуацию комментирует кандидат юридических наук, юрист Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии Русской Православной Церкви Ксения Чернега.

Ксения, чем же так возбудило наше общество это письмо? Разве плохо, что детям наконец-то откроется огромный пласт культуры, основанный на заповедях Христа?

– Кто-то утверждает, что Минобразование издало приказ, обязывающий изучать православную культуру во всех государственных школах. Иные заявляют, что в этом документе идет речь только о факультативном (за рамками школьной программы) изучении «Православной культуры». Находятся и те, которые считают, что Министерство образования ввело Закон Божий в государственные школы… Однако, ни одна из приведенных позиций неверна. Положение усугубляется тем, что до сих пор в СМИ отсутствует взвешенная правовая информация об изданном Минобразования документе. А ведь, по сути дела, ничего страшного не произошло.

С правовой точки зрения Письмо Минобразования России от 22.10.02 представляет собой ведомственный документ, не прошедший государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Между тем, согласно Постановлению Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти приобретают силу нормативных правовых актов только с момента государственной регистрации. Поэтому изданный МО документ не является нормативным правовым актом, обязательным для применения и рассчитанным на неопределенный круг лиц. В этом признается и само Минобразования уже в другом письме от 13.02.03. Давая дополнительные разъяснения к предыдущему письму (от 22.10.02.) Минобразования подчеркивает, что данное письмо “не является ни инструктивным, ни рекомендательным”. Минобразования определяет письмо как “информационно-сопроводительное к примерному содержанию по курсу “Основы православной культуры”

Для чего же тогда издали этот документ?

– Письмо Минобразования адресовано исключительно подведомственным Министерству органам управления образования. Это Письмо информирует указанные органы, во-первых, о примерном содержании предмета «Православная культура»; во-вторых, о праве субъекта РФ либо отдельной государственной школы включить в основную программу этот предмет. Министерство отнюдь не обязывает и тем более не приказывает изучать православную культуру в государственной школе. Поэтому безосновательны все обвинения Минобразования в диктате, в попытке ввести обязательное изучение православной культуры во все государственные школы России. “Курс “Основы православной культуры”, – говорится в письме от 13.02.03, – не является и не может быть обязательным предметом для всех школ страны”.

Как только возникает вопрос о русской или православной культуре, то сразу же и появляются противники ее изучения. В итоге, бездуховность задавила молодежь, а в будущем может уничтожить и Россию.

– Не все потеряно. Решение вопроса о преподавании зависит от воли и желания не только администрации школы, педагогов, но также самих учащихся и их родителей. Ни Минобразования, ни органы управления образованием не вправе подменить их решение своим.

В феврале 2003 г. Минобразования РФ выпустило новое письмо от 13.02.03, согласно которому, учитывая многоконфессиональный и многонациональный характер российского государства, изучение «православной культуры» может реализовываться только в рамках факультатива или предметов по выбору и, таким образом, только с согласия учащегося и его родителей.

Что делают за рубежом в подобных ситуациях?

– Во многих европейских странах, также как в России, законодательно закреплен принцип отделения государства от религиозных объединений, тем не менее, допускается религиозное образование в государственных школах. Возьмем Францию. Эта страна одна из первых провозгласила принцип отделения государства от церкви. Но и здесь допускается изучение в государственной школе религиозных предметов (1 час в неделю). И плюс к тому еженедельно французским выделяется целый день для религиозных предметов вне помещений школы. В Италии, где также провозглашено отделение религиозных объединений от государства, религиозное образование в государственных школах обязательно. Возникает вопрос: по какому пути пошла Россия? Чей опыт она использовала? Видимо, неслучайно после принятия письма Минобразованием большое беспокойство возникло в Америке.

В Администрацию Президента РФ поступил тревожный звонок из США с попыткой повлиять на ситуацию и пресечь распространение этого письма. Дело в том, что в Америке в 90 гг. была принята поправка к Конституции, согласно которой Конгресс не может устанавливать какую-то религию в качестве государственной. С тех пор в государственных школах США запрещено религиозное образование. Даже само произнесение молитвы в школе признается как нарушение Конституции США. Модель американской системы религиозного образования была взята нашим законодателем за образец. Религиозные предметы исключены из учебной программы государственных школ России.

И вся Россия испугалась этого звонка из США? Министерство образования забрало назад свое разрешение школам преподавать «Православную культуру»?

– Думаю, что поворота назад уже не может быть. Хотя после звонка Министерство стало оправдываться перед общественностью, то ли перед Администрацией США, подчеркивая добровольный характер изучения православной культуры, стало искать компромиссные варианты. Но изучение православной культуры – это отнюдь не инициатива Министерства образования. Это инициатива российского населения, родителей. Письмо, по сути, обобщило ту практику, которая уже развивается в регионах и основана на социальном заказе самого народа. Так что, запретить изучение православной культуры никто не сможет. Такой запрет не установлен действующим законодательством, да и впоследствии не может быть установлен, поскольку иное решение вопроса нарушает право личности знать и изучать национальную культуру.

Чиновники больше всего опасаются обвинений в том, что введение в школьную программу такого предмета, как «Православная культура» нарушит Конституцию РФ, где прописан светский характер нашего образования. И такие замечания уже высказываются…

– В ст. 14 Конституции РФ речь идет о светском характере российского государства, а о светском характере образования в государственных школах в ней не сказано не слова. Закон не конкретизирует понятие светского характера государственной и муниципальной систем образования. В такой ситуации изучение любого предмета, содержащего сведения о религии, может быть признано нарушением светского характера государственной системы образования. Тогда такого же клейма достойно и религиоведение, предполагающее изучение религии, ее истории и отдельных видов.

Мне непонятно, почему мы все время оправдываемся, посыпаем голову пеплом? Почему так боимся, что дети потянутся к Богу? Чем сильнее мы духом, тем сильнее страна! Тогда причем здесь миф, что введение курса по православной культуре больше нужно церкви, чем государству.

– С точки зрения российского законодательства, основным признаком религиозного образования является обучение детей вере, религиозной практике. Непосредственным результатом религиозного образования является вовлечение детей в религиозную организацию. Понятно, что изучение православной культуры таких целей не преследует и призвано расширить кругозор школьников. Еще одной важной особенностью религиозного образования является непосредственное участие в нем конкретной религиозной организации в лице ее представителей: священников, монахов, уполномоченных религиозной организацией мирян и т.д., которые могут и не иметь педагогического образования. Здесь ничего подобного нет.

Указанные признаки религиозного образования отграничивают его от предмета «Православная культура». Как предмет он является светской дисциплиной и, с точки зрения закона, не имеет к религиозному образованию никакого отношения. Поэтому совершенно безосновательно предложение вывести изучение православной культуры за рамки школьной программы.

С помощью прессы распространяется мнение, что Русская Православная Церковь, используя возможности Минобразования, желает навязать школьникам закон Божий. А я думаю, что Закон Божий все же лучше, чем закон джунглей. Разве не так?

– Я тоже считаю, что упреки в лукавстве более уместны в адрес других конфессий, которые под фасадом государственных национальных или этнокультурных школ давно уже организовали и изучение, и прямое обучение школьников, так называемой культурообразующей религии. В Москве на сегодняшний день более 100 этнокультурных школ и большая их часть представлена школами с еврейским, а также татарским, турецким и азербайджанским составом. Они не только изучают свою религию, но также организовывают питание детей в соответствии с ее традициями, используют национальную религиозную символику.

Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в еврейскую школу. Вы увидите, что дети и учителя ходят в кипе, употребляют кошерную пищу, изучают Тору, пользуются привезенными из Израиля учебниками, содержащими религиозную тематику. И все это в государственной школе, финансируемой из государственного бюджета.

Получается, что основная нация оказывается в заведомо худшем состоянии, чем любая иная народность, проживающая на территории России?

– Верно, и почему-то никто не упрекает этнокультурные школы в нарушении принципов светского характера государственной системы образования. Почему-то скрытое изучение иудаизма, ислама в государственной школе за счет бюджетных средств считается вполне нормальным явлением.

Но пока обсуждается возможность преподавания в государственных школах «Православной культуры», в этнических школах уже вовсю идет конкурентная борьба за души детей.

– Здесь нет конкурентной борьбы. «Православная культура» – это светская дисциплина. И нормы о религиозном образовании в этом случае применению не подлежат, поскольку дети не обучаются религии, а изучают ее как составную часть российской культуры. И преподавать его могут лишь лица, имеющие право на педагогическую деятельность. И принадлежность их к определенной религиозной организации в расчет не берется.

Изучением «Православной культуры» насильно привести к вере нельзя. Верующим человек становится только через духовную практику. Цель любого образования – дать человеку сумму знаний и затем предоставить ему право выбора.

Беседу вела Наталья Желнорова




Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Нужна ли детям духовная сила? - исходный материал с сайта "Русское воскресенье"
Оставить отзыв. (9)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa