Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого.
Шоу Бернард

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (8)


Пономарёв Лев
Православная идеология или гражданское общество?


- Лев Александрович, ваше движение "За права человека" ведет судебный процесс против учебника "Основы православной культуры". В чем причина столь жесткой позиции?

- Появление этого издания - естественное событие, если учитывать все, что происходит в стране. В России пытаются создать новую государственную идеологию, основанную на православии. Неудивительно, что этот безграмотный, небрежно написанный учебник был рекомендован комиссией при Министерстве просвещения и стал понемногу внедряться в школы. Я считаю, что идеологическое объединение государства и Православной Церкви противоречит Конституции Российской Федерации и не приведет ни к чему хорошему ни государство, ни саму Церковь.

Кризис 1917 года произошел во многом потому, что Православная Церковь была государственной и не имела возможности оказывать нравственное сопротивление большевикам. Тем не менее сейчас в самой Церкви есть много людей, которых я называю православными большевиками, хотящих получить все и сразу: деньги, одобрение властей. Но это неправильно, само общество должно сопротивляться подобным попыткам.

- Какие конкретно претензии вы предъявляете к тексту учебника?

- Прежде всего это разжигание межконфессиональной розни. Понятно, что книга с названием "Основы православной культуры" должна отражать позицию Православной Церкви, но при этом совершенно необязательно всякую другую конфессию или религию называть сектой. Очевидно, что авторы учебника вкладывают в это слово негативный оттенок. В результате очень многие древние Церкви, например Армянская Апостольская, объявляются сектантской или еретической, что может негативно отразиться на отношениях между людьми.

Потом Алла Бородина слишком рьяно и пристрастно отстаивает все позиции Православной Церкви. Учебник для светской школы носит явно апологетический характер. По своему духу это не "Основы православной культуры", а "Закон Божий". Мне кажется, что в учебнике для общеобразовательной школы недопустимы задания: "Объясните, что такое сатанизм?" или "В чем ересь монофизитов?". Очень многие факты приводятся как неоспоримые истины, и это также выглядит не совсем корректно. Когда речь заходит о Туринской плащанице, автор рассказывает, что изображение образовалось в результате ядерного взрыва, и ссылается на НАСА, но здесь совершенно не приводятся альтернативные точки зрения.

Наконец, эта книга разжигает межнациональную рознь. Она проникнута антисемитизмом. Рассказ о том, как иудеи требовали распять Христа, совершенно некорректен. В книге нет попытки дать историческое объяснение событиям, на самом деле большая часть народа любила Христа, а Его казни требовала только церковная и государственная верхушки.

Кроме того, говоря о причинах распятия, Алла Бородина добавляет: "Это понятно, так как этот народ не мог признать Христа истинным Мессией". Это уже прямое неуважение к нации, которое может привести и к антисемитизму, и к расизму. Одной этой фразы достаточно, чтобы книга была запрещена, так как все выводы автора ложатся на детей, которые воспринимают учебное пособие как истину в последней инстанции.

- Да, но преподавание этого предмета носит факультативный характер, так что любой ребенок может отказаться от занятий. Стоило ли прибегать к столь резким шагам, как обращение в суд?

- Этот факультативный предмет стоит в штатном расписании и использует ресурсы государственной школы, что уже спорно само по себе. У нас есть печальный пример преподавания основ православной культуры в Ногинском районе Московской области. Родители тех детей, которые не хотят посещать этот курс, должны написать заявление на имя директора школы. Так что реально получается "добровольно-принудительно", ведь мало кто рискнет написать такую бумагу, опасаясь неприятных последствий. Кроме того, сама рекомендация Министерства образования приводит к тому, что директор школы воспринимает этот текст как очень авторитетный и считает себя обязанным ставить этот предмет в сетку.

Вообще в многоконфессиональной и многонациональной стране вряд ли основы православной культуры могут продвигаться с помощью государства, даже если бы это был замечательный учебник, а преподавание бы реально носило добровольный характер.

- То есть вы считаете, что в светской школе нельзя вводить курс, знакомящий детей с основами религии?

- Нельзя рассказывать детям о вере с точки зрения только одной конфессии. Есть другой вариант, озвученный министром образования, - ввести в школе курс "основы мировых религий". Такой учебник должна написать группа известных культурологов и религиоведов, причем они не должны быть конфессионально ангажированы.

Можно преподавать основы гуманизма. Ведь в конечном итоге все религии учат уважать человеческую личность и помогать людям, и подобный подход можно только приветствовать.

- Сторонники преподавания ОПК в школах приводят в пример опыт уже упоминавшегося Ногинского района. По их словам, после введения этого курса снизилось число детских преступлений, и школьники стали меньше употреблять наркотики...

- Нельзя основываться на рапортах чиновников. Я уверен, что это абсолютная глупость. Это очень опасный бюрократический подход к сложнейшим религиозным проблемам, и он не может быть основанием для введения безграмотного учебника.

- Ваши оппоненты считают, что вы и Евгений Ихлов боретесь не против конкретного учебника, а против всей Православной Церкви в целом. Что вы можете им возразить?

- Подобные обвинения в наш адрес беспочвенны, несмотря на то что наши оппоненты также обратились в суд. Наоборот, мы защищаем Православную Церковь, борясь с безграмотным учебником. То, что книга Аллы Бородиной не выдерживает никакой критики, признал такой известный православный деятель, как дьякон Андрей Кураев. Мы не выступаем против Православной Церкви в целом. Кое-кто очень хочет столкнуть нас с правовой базы, но мы требуем именно четкого соблюдения Конституции.

- Не нарушаете ли вы тем самым права православных детей и их родителей, которые хотят больше узнать о своей вере?

- У нас нет ни одного обращения родителей, которое бы свидетельствовало, что они не могут удовлетворить потребность в изучении основ православия. Мне кажется, с этим вполне справляются воскресные школы и православные гимназии. По крайней мере, еще никто не говорил, что эти учреждения переполнены и не справляются с огромным наплывом желающих. Основы православной и любой другой религиозной традиции могут преподаваться в воскресных школах. Светское образование должно быть свободно от конфессиональных предпочтений.




Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Православная идеология или гражданское общество? - исходный материал с сайта газеты "НГ-Религии"
Оставить отзыв. (8)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa