Наш мир – как Ноев ковчег: горстка людей и уйма скотов.
Батлер Сэмюэл

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (13)


Серова Елена
Совесть требует свободы, или почему религиозность растет, а нравственность падает...


Сила действия, как известно, равна силе противодействия. Не потому ли у части наших сограждан возникает глухой пока протест против излишней и даме насильственной, на их взгляд, клерикализации российского общества! Каковы аргументы "новых безбожников" и что думают об этом в Московской патриархии!

ЗАЧЕМ ЦЕРКВИ СОБСТВЕННОСТЬ?

Не станет ли православие господствующей официальной идеологией, не будет ли инакомыслие прямо или косвенно преследоваться? По мнению молодых московских атеистов, все активнее заявляющих о себе в прессе, государство не должно финансировать строительство храмов, предоставлять религиозным организациям экономические и налоговые льготы. Рождество и Пасха, как они считают, не должны входить в перечень официальных праздников Российской Федерации...

...Один умный социолог сказал как-то, что русскому человеку обязательно нужен журавль в небе, то есть жажда религиозной истины и социальной справедливости у россиян сильнее естественного стремления к бытовому комфорту (синице в руках). Да еще "штормит" нас часто, бросает в крайности.

Атеисты, между прочим, тоже жаждут справедливости. "Мы за свободу совести, которая декларируется действующей Конституцией РФ, - утверждают они на собраниях своих немногочисленных обществ. - Свобода вероисповедания обязательно должна быть, и агрессивный, воинствующий атеизм, которым прикрывалась советская власть, конечно, неприемлем. Нельзя разрушать храмы и преследовать верующих. Но нельзя гнать в церковь, мечеть, синагогу, кирху или молитвенный дом насильно..."

Особую опасность, на взгляд безбожников, представляют не секты (члены которых ходят по домам и останавливают прохожих на улице), а Русская православная церковь (РПЦ).

РПЦ, по их мнению, входит в каждый дом через радио и телевидение, потому что у нее есть огромные деньги. А с сектами она борется не идеологическими, но административными мерами с помощью чиновников, сплошь вдруг ставших православными.

Приводят атеисты и всяческие примеры, ущемляющие, по их мнению, права российских граждан. В Институт религии и права, например, во время строительства храма Христа Спасителя поступила жалоба от группы военнослужащих-мусульман, которых строем повели на "ударные работы" в эту обитель Бога. В государственных школах и вузах, по сведениям членов атеистического общества, РПЦ собирается ввести обязательное изучение богословия и Закона Божьего.

РПЦ - одна из крупнейших собственниц в стране. Кое-что ей перепадает и из государственного бюджета. На 70-летие патриарха церковь получила от госструктур одиннадцать строений в Переделкине. При этом знаменитый некогда Московский планетарий находится в плачевном состоянии. Все это происходит за счет налогоплательщиков, в том числе представителей других конфессий и атеистов.

"Новые безбожники" считают недопустимым вмешательство церкви в политическую деятельность, ее проникновение в вооруженные силы (строительство храмов на территории воинских частей), в образование. Россия как многонациональное и поликонфессиональное государство не должна "делать ставку на единую для всех религиозную идеологию". Положительный опыт светского государства, полученный после 1917 года, сводится, как они считают, на нет.

Кроме того, по мнению атеистов, в отношении безбожников ведется настоящий моральный террор. В пылу полемики некоторые священнослужители утверждают, будто атеистом может быть лишь сумасшедший или преступник. Еще лет десять, и общественность поверит, что атеист - это какой-то изверг, чудовище, и кто же тогда будет брать атеиста на работу, если он заведомо преступник, кто будет брать его в вуз, если он заведомо дебил? Мы не хотим дожидаться, когда подобное станет реальностью.

Когда патриарх освящает здания федеральных министерств в Москве, это оскорбляет неверующих, ведь государственный орган обязан быть нейтральным по определению.

Опасаются атеисты и введения православной цензуры. По их словам, произведения писателя-фантаста Святослава Логинова уже подверглись критике с позиций православия (впрочем, назвать цензурой это трудно), а спектакль "Мелкий бес" признан кощунственным и снят из репертуара...

В итоге ситуация становится совершенно парадоксальной. За последние десять лет одновременно с ростом религиозности наблюдается крайнее падение нравственности. Зато клерикалы отвоевывают себе все большее политическое пространство и покрываются жирком за счет темных старух, несущих в церковь последнюю копейку.

ОНИ БОЯТСЯ СЛОВА "БОГ"...

Что скажут в ответ на эти обвинения представители Русской православной церкви?

- Сложно воспринимать атеистическую идеологию как единственно достойную государственной поддержки, - комментирует ситуацию отец Всеволод (Чаплин), заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, - ведь получается так, что одна из сторон мировоззренческого спора (атеисты) все-таки претендует на монополию. Лично я не слышал, чтобы солдат строем водили в церковь. Богословские же дисциплины планируется преподавать в школах и вузах не как обязательные, а исключительно на добровольной основе, как факультативные.

В то же время у верующих студентов, по словам отца Всеволода, едва ли есть право отказаться от посещения позитивистских предметов, а в школах верующие дети сталкиваются чаще всего со скептическим отношением к религии со стороны большинства преподавателей так называемой "старой закалки".

Было бы хорошо, считает отец Всеволод, если бы по радио и телевидению передавали больше научно-популярных и образовательных программ. Но конкурентом для них выступают не православные передачи, которых на самом деле совсем немного, а низкопробные, аморальные шоу и фильмы.

Что касается денег налогоплательщиков, то, по словам отца Всеволода, средства на восстановление православных храмов идут не из бюджета города, но - при организующей роли мэрии Москвы - от конкретных коммерческих организаций в качестве спонсорской помощи. До 1917 года богатое купечество тоже жертвовало на храмы крупные суммы...

Освящение же зданий, с точки зрения атеистов, не имеет никакого значения, а потому оскорбительным для них быть не может. Их ведь не заставляют присутствовать на церемонии. Оскорбительным, по большому счету, это священнодействие может быть только для сатанистов...

- Что можно сказать о "подарке патриарху"? - продолжает отец Всеволод. - В Переделкине строится Центр православного наследия, который будет крупным культурным, историческим, просветительским учреждением...

Теперь о моральном терроре.

- Согласитесь, лично я в ответ на обвинения атеистов не сказал ни одного гневного слова, - говорит отец Всеволод, - и не слышал оскорбительных выражений в их адрес от других священнослужителей.

Но, конечно, нужно помнить, что у многих верующих жива память о гонениях на церковь.

НЕВЕРИЕ - ТОЖЕ ВЕРА

- С научной точки зрения, атеизм так же недоказуем, как и бытие Бога, - считает Константин Гордеев, кандидат химических наук, политолог.

Следовательно, по мнению Гордеева, неверие в Бога есть тоже вера. Тем не менее большинство нынешних государств изначально декларируют, что они секулярны. Они признают самые разные формы религиозности за исключением тоталитарных. Но все-таки избежать выбора невозможно, потому что человек должен во что-то верить (пусть даже в атеизм).

- Мы ведь не говорим, что атеизм хуже христианства, - утверждает Гордеев, - в чем же нарушение Конституции? Разве государство, празднуя православную Пасху, отменило День примирения 7 ноября или празднование Нового года?

И еще. Если бы, по словам Константина Гордеева, у российского "руля" оказались по духу, а не по "модной форме" православные руководители, то реформы образования, здравоохранения, армии, экономики проходили бы под совершенно другим девизом.

- Раз уж атеисты хотят, чтобы их снова выпустили на первую площадку, пусть они ее завоевывают, - считает политолог, - на самом деле это не столь невозможно, потому что большинство тех, кто там сейчас фигурирует, - им сродни.

СПОРИТЬ можно, ДРАТЬСЯ - НЕТ

Напоследок - вот такой маленький штрих. Один из воинствующих атеистов в разговоре со мной как-то признался:

-Да я не то, чтобы убежденный безбожник. Я сомневающийся. Просто в "Ветхом завете" Бог какой-то слишком злой и мстительный.

Короче, мировоззренческие споры - это нормально, лишь бы до драки дело не дошло.

Московская правда (еженедельник)
24.02.2002
Оставить отзыв. (13)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa