Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого.
Шоу Бернард

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное

Двери от NeoGreen Коллекция Invisible. Качество.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (84)


Тажуризина З.А.
Атеизм.


АТЕИЗМ - ( от греч. A - отрицательная приставка и theos - бог) - воззрение, согласно которому естественный мир единственен и самодостаточен, религия же является творением самого человека С этим связано непризнание бытия мира сверхъестественного (богов или бога). При смутном осознании этих идей речь может идти о стихийном А , при философском их обосновании - о теоретическом А. А - закономерный элемент духовной жизни общества, вызванный к жизни социальными, культурными, индивидуально-психологическими потребностями. А. - одна из форм свободомыслия в отношении религии, наиболее последовательная в критике религии, взглядов на мир, в отрицании сверхъестественных сущностей. В современной литературе дано множество определений и классификаций А. Чаще всего он трактуется сужено как опровержение или отрицание бытия бога. Классификации А в западной литре разнообразны. Во многом они субъективны, хотя в той или иной мере учитывают реально существующие различия между видами свободомыслия и А Так, различают практический и теоретический А. (В.Бруггер); радикальный, агностический, постулатный (Х.Шмидт); марксистский, рационалистический, экзистенциалистский (И.Лепп), три вида А., связанные с именами О.Конта, Л Фейербаха и К.Маркса, а также Ф. Ницше (А. де Любак); иногда в понятие А неправомерно включают буддизм и даосизм, и т.д. В отечественной исследовательской литературе 20 в. А рассматривался в различных аспектах: как социальное явление, сторона материалистического мировоззрения, знание о религии, используемое в борьбе против консервативной религиозной идеологии господствующего класса, мировоззренческая позиция личности и т.д. При этом считалось недопустимым отождествление А с неверием вообще, ставился акцент на признании нравственного содержания А , который увязывался со взглядами или учениями натуралистического и материалистического. плана. Исследовались разные типы А.: естественнонаучный, вульгарный, догматический, научный (теоретический, опирающийся на диалектико-материалистические принципы анализа религии), изучались закономерности его развития. В настоящее время социальная потребность в А, в силу кризисного состояния России, возрастающей несвободы личности в условиях усиления криминалитета, нестабильности общества, гибели людей в войнах, вследствие нищеты и наркомании и т.д. резко снизилась Соответственно застопорилось серьезное научное исследование феномена А Все большее распространение получают религиозно-философские и богословские представления об А., который отождествляется нередко с богоборчеством или нигилизмом. Общий тезис "А. есть отрицание Бога" дополняется положениями типа А - "суррогат веры" ( Н Бердяев, А Мень), "извращение мыслей" (С.В. Булгаков), "дьявольское искушение", "хуление Бога", эгоизм, низменные побуждения и т.д.

В истории мысли А. трактовался неоднозначно. В древней Греции понятие А, приобрело отрицательно-этический смысл: атеист - безбожник, нарушающий обычаи и законы общества, заслуживает наказания вплоть до смертной казни (Платон) Идеи А. в античности отразились в учениях софистов, философов натуралистического и материалистического плана ( Демокрит, Эпикур, Лукреций, Лукиан). Отрицательное отношение к А. было воспринято монотеистическими религиями, при этом термин "А." использовался и как обозначение язычества и ересей. Поворот части европейских мыслителей к позитивной оценке А. начался в эпоху Возрождения и достаточно ярко проявился в Новое время, что обусловлено сдвигами в социально-политической, сфере, развитием науки, ростом образования и культуры возросшей потребностью личности в освобождении от религиозной регламентации. Позитивные характеристики А. основывались на признании его культурной социальной и моральной ценности. П.Бейль (17 в.) провозгласил возможность существования атеистического общества , которое в нравственном отношении не уступит религиозным сообществам. В 18 в. началась разработка типологии неверия; при этом под атеистом разумелся "человек, знающий природу и ее законы, а также собственную природу и налагаемые на нее обязанности" (П.Гольбах). Уже в это время ставится вопрос о преодолении религии, о совершенствовании земной жизни людей, о формировании идеала внерелигиозного человека как духовно развитой гармонической личности , "единственными догматами веры" которой являются "труд и доброта" (Д.Дидро). Л . Фейербах (19 в.) выявил культурные снования А., провел сравнит, анализ теизма и А., отдав предпочтение последнему, охарактеризовав его как "положительный, утвердительный", "щедрый, свободомыслящий". В контекст социального бытия А. был поставлен К.Марксом и Ф.Энгельсом, а также последующими марксистами (в т.ч. В.И.Лениным).

Теоретически обоснованный А. существует всего около трех веков, хотя зачатки его восходят к Лукрецию. Впервые он обрел жизнь благодаря усилиям французских просветителей, развивается в лоне марксизма, философского натурализма, секулярного гуманизма. Атеистическое мышление, будучи по существу новаторским, еще не освоено большинством землян - слишком сильна многовековая религиозная традиция, слишком трагичны жизненные обстоятельства. А. - мировоззрение далекого будущего. В идеале атеист - свободолюбивая сильная личность, бесстрашная в гражданском и интеллектуальном плане, цель которой - совершенствование земной жизни, в худшем случае это индивид, полагающий,что "без Бога все дозволено", - в этом случае его позиция смыкается с религиозным нигилизмом.

Оставить отзыв. (84)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa