Все умные люди исповедуют одну и ту же религию. Какую? Умные люди никогда об этом не говорят.
Дизраэли Бенджамин

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (5)


Витол Эдуард Арнольдович
Наука и религия: идейное противоборство в ХХI веке


В настоящее время в мировоззренческой сфере утвердился подлинный плюрализм, где разнообразные методы познания, разные способы видения мира и его отражения, обрели равное право на существование. Это способствует полисистемности представлений о мироздании и многообразию форм человеческого мышления. Сегодня наука и религия, а соответственно, научная и религиозно-мифологическая картины мира лидируют в сфере идеологии. Противоборствуя между собой, они оказывают влияние на огромные массы людей. Причем, преобладает именно религиозно-мифологическое восприятие – не только в отсталых странах третьего мира, но и в высокоразвитых государствах Западной Европы и США.

Анализируя состояние дел в области идеологии, которое складывается в обновляющейся России, следует отметить, что здесь произошел значительный крен в сторону религиозно-мифологических представлений. Маятник качнулся в противоположную сторону: от атеистической мифологии "научного коммунизма" – к мифологии религиозного направления. Возникший вследствие этого идеологический вакуум начинает быстро заполняться – происходит проникновение религии в мировоззренческую сферу. Наблюдается парадоксальная ситуация, когда даже в состав ученых советов отдельных высших учебных заведений включаются представители духовенства, призванные координировать воспитательную и идеологическую работу.

Знаменитое письмо, составленное учеными – Нобелевскими лауреатами, утверждающими о существовании Бога, свидетельствует о том, что наука подвержена серьезному идеологическому давлению и уступает свои исконные позиции. Следовательно, можно констатировать появление в ее лоне, так называемой пятой колонны, представители которой проповедуют чуждую ей идеологию. Серьезность положения определяется тем, что приверженцы религиозно-мифологического образа мышления занимают высокие места в иерархии научного сообщества и системы высшего образования. Пользуясь своим заслуженным авторитетом и имея выход на большую аудиторию, они оказывают влияние не только на процессы развития науки, формирование ее мировоззренческих ориентиров и интерпретацию результатов различных исследований и экспериментов, но и на менталитет.

Активное внедрение религиозно-мифологических представлений в общественное сознание обусловлено также тем, что религия сменила собственную тактику. Вместо яростного отрицания новых научных открытий, как это было ранее, сегодня научные достижения, наоборот, активно используются ею для обоснования своих догматов. Таким образом, сила науки применяется против нее же за счет отсутствия у той четкой идеологической базы. Умелое манипулирование отдельными научными фактами, использование того положения, что между многими из них до сих пор не обозначена логическая связь, объединяющая их в стройную систему, позволяют религии серьезно влиять на мировоззрение личности и умонастроение социума.

Если научная картина мира является по сути своей открытой концептуальной системой, способной к саморазвитию, постоянному, хотя и весьма болезненному обновлению, то религиозно-мифологическая, наоборот, характеризуется теоретической замкнутостью, следствием чего является ее застывшая форма. Именно это обусловливает возникновение на ее периферии множества новых течений, в которых модифицируются ортодоксальные религиозные воззрения.

В чем же кроется сила религиозных представлений, уже в течение тысячелетий оказывающих существенное воздействие на духовную культуру? Ответ здесь следует искать в слабости самого человека, неспособности его самоопределения и противоборства внешним и внутренним обстоятельствам. Ему необходима какая-либо сторонняя сила, например, персонифицированная в Боге, на которую он может опереться в трудный для себя момент. Религиозная вера дает возможность определить свое место и свою роль в окружающем мире, позволяет устранить хаос, как в собственном сознании, так и в восприятии окружающих, не всегда понятных и рационально объяснимых явлений природной и социальной жизни, парадоксов психики и подсознания.

Лишь внутренне свободная личность не нуждается в религиозных опорах. Она старается понять истинные причины происходящих мировых событий и своего "Я", сформировать собственные убеждения, основанные на объективности, на знании естественных закономерностей, в частности, закономерностей эволюции. Внося, таким образом, вклад в создание научной картины окружающей реальности.

Существенное различие между наукой и религией состоит в том, что они дают разные взгляды на мир, его происхождение и развитие. Если научное мировоззрение базируется на объективных фактах и знании законов природы, то в основе религиозного – вымысел, мифологическое отражение действительности. Парадокс заключается в том, что и то, и другое продуцируются самим человеком. Но если религиозная идеология влияет лишь на сферу идеального – духовную культуру, то научная имеет гораздо большее значение для прогресса цивилизации, т.к. помимо этого воздействует и на сферу материальной культуры, выступая фундаментом и залогом ее совершенствования.

Проблема нынешнего отставания науки в идейном противоборстве заключается в том, что она как определенный общественный институт, главная задача которого – способствовать освоению окружающей реальности (как материальной, так и идеальной) и ее преобразованию, утеряла свою идеологию. А ведь главной ее идейной основой является научное мировоззрение, концентрировано выраженное в общенаучной картине мира. Но так дальше не может продолжаться, ибо, являясь социальной структурой, где реализуется своеобразная форма деятельности, наука на новом этапе своего развития должна обновить и собственную идеологию, осознав свое историческое предназначение в ХХI веке. Объективный процесс превращения научной мысли в планетное явление, на что в свое время указывал известный российский ученый В.И.Вернадский, будет нарастать, а соответственно, должно усиливаться влияние науки на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе, на его мировосприятие.

Любая общественная структура, которая не имеет собственной идеологии, недееспособна и обречена обслуживать идеологию чужую. Это аксиома и не стоит здесь строить иллюзии относительно того, что наука может быть вообще вне всякой идеологии. Наука на современном этапе должна осознать свою самость, свое место и возрастающее значение в дальнейшем развитии человеческой цивилизации и преобразовании природы. Ведь именно ее роль будет определяющей в создании качественно новой планетарной системы – ноосферы, где разум, опирающийся на объективные научные знания, станет главенствующим элементом. Поэтому сегодня актуальнейшим вопросом является выработка новой научной идеологии, ее широкое распространение и популяризация, внедрение в сферу образования и просвещения, в духовную культуру в целом.

Результатом теоретического освоения окружающей реальности должен стать ее обобщенный образ, своеобразное отражение – научная картина. Ибо, в противном случае, теряется общая перспектива стратегических исследований. Она дробится на множество не взаимосвязанных друг с другом отдельных целевых установок, а сумма полученных знаний не становится системой, давая лишь фрагментарное представление о мире. Естественно, в переходные периоды (а сейчас именно такое время), в связи с появлением большого количества новых научных фактов, не вписывающихся в существующую картину, мировоззренческий хаос в научной среде возрастает, распространяясь затем и на другие общественные структуры. Но в такие периоды должна рождаться идеология, дающая мощный импульс формированию концептуального стержня новой научной картины мира.

Именно таким стержнем сегодня объективно выступает идея эволюции. Эволюционизм становится знаковым явлением современности. Но, следует подчеркнуть – это уже далеко не дарвиновский эволюционизм и даже не синтетическая теория эволюции (СТЭ), возникшая на его основе. Это более широкое явление научной мысли, обогащенное последними достижениями естествознания, а также вновь появившимися научными направлениями: теорией самоорганизации, теорией систем, кибернетикой, теорией циклов и др. К тому же необходимо отметить и широко развернувшиеся в последнее время философские исследования по систематизации, обобщению и глобальному осмыслению данных направлений научного познания и самого эволюционизма в различных его аспектах – в виде научной идеи, концепции, парадигмы.

Видеть мир как развитие образующих его объектов и явлений – вот та методологическая основа, на которой базируется любое эволюционное учение. Эволюционизм вносит в научную картину динамику, отвергая ее статичность, неподвижность. Он оказывает существенное воздействие на формирование современного научного знания разработкой концепции самоорганизующихся систем. Главный упор при этом делается на изучение движущих сил природы и общества, выявление универсальных законов развития на всех структурных уровнях материи.

Следовательно, главной отличительной особенностью новой картины мира является ее эволюционный характер. Здесь разнокачественные системы, принадлежащие различным масштабно-структурным уровням Универсума (микро-, макро- и мегамиру), выступают как развивающие сущности. Причем, особо следует указать на то, что это – саморазвивающиеся сущности, причины развития которых естественны. Они определяются объективными законами природы, а отнюдь не божественным началом, либо желанием и волей человека. Это касается не только неживых структур, но и самого социума, а также мира искусственных систем – техносферы. У них также реализуются естественные принципы саморазвития, основные характеристики которых ученые только начинают изучать.

Эволюционизм является тем универсальным подходом, который делает возможным объединение сложных и многообразных явлений мира в единую, целостную систему, раскрывая при этом их взаимодействие и качественные взаимопереходы. Именно эволюционизм позволяет отразить в научной картине не только его настоящее, но прошлое и будущее в их противоречивом единстве. Следовательно, современная научная картина мира – это не только пространственно-подобное представление, но и временное, дающее образ мира в его направленном переходе из прошлого в будущее.

Существенной функцией науки является предсказательная – научное предвидение, где существующие знания экстраполируются на неизведанные проблемы и пространственно-временные области реальности. Эволюционизм усиливает роль данной функции, способствуя построению гипотетических моделей масштабного преобразования различных систем (человечества, техносферы, Вселенной и т.д.), в которых будут представлены наиболее вероятные сценарии будущего.

Важнейшим компонентом новой научной картины мира выступает планетарная эволюция, включающая в себя и человека. Исследование ее особенностей позволяет не только выявить конкретные закономерности и определенную направленность изменений, но и уточнить роль человечества в историческом развитии земной материи, более четко обозначить его место во Вселенной.

Эволюционный подход получил широкое распространение и в науках, исследующих объекты неживой природы (эволюционная термодинамика, эволюционная химия, астрофизика, космология), и в науках о живой природе и человеческом обществе (биология, экология, социология, демография, история, экономика). Дальнейшее совершенствование процесса познания ведет к тому, что сама наука (и в первую очередь, естествознание) все больше превращается в целостное учение о развитии.

Эволюционизм служит сегодня одним из оснований интеграционных процессов как в самом естествознании, так и в науках об обществе, человеке и техносфере. Он способствует преодолению хаоса, неопределенности, состояния кризиса, наблюдаемых в области научной рациональности. Позволяет наряду с другими парадигмами современной науки по-новому взглянуть на глобальные проблемы современности, наметить перспективные пути исследований мира в целом и отдельных его систем и масштабно-структурных образований.

Эволюционизм по-новому рассматривает и самого человека в природных процессах, показывая его включенность в глобальные преобразования. Это вовсе не означает необходимости его обязательного рассмотрения применительно к эволюционирующим объектам и системам различных уровней (микро-, макро- и мегамира), а означает то, что человеческая цивилизация (антропосфера) есть развивающая структура, органически вплетенная в ход земной истории. Отсюда следует и ее конечность, этапность, преходящий характер в качественных изменениях земной материи.

В современной культуре эволюционизм обретает смыслы, не ограничивающиеся рамками научного знания. По сути дела, сегодня это культурный феномен, проявляющийся в новом миропонимании. Он влияет на умонастроения, находящиеся далеко за пределами науки, соприкасающиеся с эстетически-образной сферой человека. На настоящем этапе мировоззренческая значимость эволюционизма существенно повышается, способствуя гармонизации человеческих представлений о мире. Здесь раскрывается единство человека и природы, человека и Вселенной. Вместе с тем, развенчивается миф о величии человека, его особом, привилегированном месте в мировом историческом процессе, что очень важно как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах.

Идея эволюции внедряется не только в систему науки и мировоззрения как рационального осмысления действительности, но и в более широкую область – менталитет. Именно благодаря эволюционизму становится возможным осуществить философское осмысление пути развития самого человечества и планетарной материи в целом. Поэтому возрастает и философское значение эволюционизма. В отличие от прежней его трактовки, сводящей эволюцию к медленным, постепенным изменениям, эволюционизм современный объединяет непрерывное и дискретное, этапы резкого качественного и медленного количественного изменения.

Под действием идеи эволюционизма кардинальным образом меняются представления человека о собственных возможностях. Если раньше наука воспринималась как средство преобразования и подчинения окружающей среды, то теперь – как метод познания допустимых рамок воздействия на нее, в том числе генетические основы самого человека. Сегодня широко распространяется идея коэволюции (совместного развития) человечества и природы, возникает новая этика, регламентирующая проведение научных исследований и экспериментов в определенных областях (например, в генной инженерии). Таким образом, можно отметить, что проблема поиска оснований этики науки будет во многом решаться благодаря идее эволюционизма.

Парадигма эволюционизма способствует развитию разнообразия методологических подходов, способов познания законов и особенностей эволюционных процессов - широкому методологическому плюрализму. Вместе с тем наблюдается заимствование и взаимопроникновение этих методов как в процессе познания мира, так и в концептуальном синтезе полученных знаний. Универсальность законов, реализуемых в Универсуме, находит отражение и в создании определенных концептуальных структур, в универсальности методов изучения изменяющегося мира различными отраслями науки, в разработке в конечном итоге концепции универсального эволюционизма.

Начало третьего тысячелетия является рубежным не только для развития цивилизации, но и для процесса познания, как одной из форм человеческой деятельности. Отдельные фрагменты мозаики – разрозненные специфические научные знания, начинают стягиваться воедино, образуя величественное полотно новой научной картины мира, где нет места прежним стереотипам мышления и представлениям о человеке и Вселенной. Эта картина со временем займет доминирующее положение, определив идеологический облик грядущей эпохи. А эволюционизм обретет общекультурное значение, оказывая воздействие на духовную культуру и различные формы ее проявления, на мировоззрение индивида и общественное сознание, отражая при этом мир как структуру, имеющую подвижную, изменчивую, саморазвивающуюся сущность.

Оставить отзыв. (5)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa