Всегда обращайтесь к чужим богам. Они выслушают вас вне очереди.
Лец Станислав

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (68)


Вязовский Алексей
Обыкновенный фашизм


…Тотальный, в том числе идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к "чуждым" национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации – непременные элементы идеологии и политики фашизма… В условиях слабости демократических институтов сохраняется возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в серьёзную угрозу…

«Иллюстрированный энциклопедический словарь».

Давно дал себе зарок не комментировать мутный вал православной прессы и не вступать в дискуссии с «новыми крестоносцами» от РПЦ. Не хочется мараться, да и не моя это стезя. Но обойти вниманием новую статью идеолога современного православия и бывшего «научного атеиста» – дьякона Андрея Кураева, «КАК БОРОТЬСЯ С ТЕРРОРИЗМОМ БЕЗ СПЕЦНАЗА», опубликованной в газете «Известия», я не мог. Чем примечательна эта статья? Примечательна она двумя моментами. Во-первых, в ней впервые прозвучала аргументация, фактически от лица РПЦ, в основе которой лежит призыв к религиозной и национальной розни и обоснование превосходства одной нации (русских) над другой (чеченцами) – что вообще-то наказуемо в уголовном порядке. Во-вторых, удивительно было слышать подобные высказывания именно от Кураева, которого до сих пор причисляли к либеральному крылу православия. Мы уже давно привыкли к пропаганде национализма и религиозной нетерпимости от таких маргинальных организаций как «Союз православных граждан» или «Русский дом», но, авторитетный в широких кругах верующих, миссионер Кураев до сих пор не был замечен в подобном. Напротив, дьякон последовательно выступал против ортодоксального крыла в таких вопросах, как введение ИНН ("знак Антихриста") и даже урезонивал православных "опричников" (выражение самого Кураева) в вопросе с Гарри Поттером и «поттероманией». Тем более, я удивился, когда прочитал его призыв «осознать меру единства террористов с их народом». Означает ли это, что в РПЦ возобладали "опричники" и скоро мы получим собственных православных «ваххабитов», костры новой инквизиции и т.д.? Не знаю, очень надеюсь, что нет.

Чем опасна эта статья? Опасна она тем, что в ней изложен идеологический и религиозный базис, с помощью которого можно обосновать дискриминацию одной нации (не обязательно чеченцев) другой. Не хочется наклеивать ярлык, но фактически – это проявление национализма и фашизма. Если завтра, прихожане церкви, где служит Кураев, начитаются его опусов, осознают «общенациональную ответственность» тех же чеченцев за действия террористов в Москве и начнут погромы, то Кураев из миссионера превратится в подстрекателя. Вы думаете фашизм в Германии начался с концлагерей? Вовсе нет, он начался со статей Геббельса, в которых тот обосновывал «общенациональную ответственность» всех евреев перед немцами.

Обратимся к самой статье дьякона. Начинает Кураев, как и положено «за здравие» - виноваты, оказывается, традиции восхваления и героизации в школах советского союза гг. «Пугачева и Разина, братьев Ульянова и Робеспьера, декабристов и бомбистов». Кроме того, дьякона беспокоит, что «школа и по сю пору учит, что власть, как правило, не права, что против нее с силой и удалью может восставать любой "порядочный человек", а вот государство не имеет права на самооборону от "дубровских"». Во-первых, где именно, в каком учебнике или в какой школе утверждается подобный бред? Во-вторых, я не очень, понял, как так можно объединить в один список большевиков, декабристов, Пугачева и др. исторических персонажей? Кураева не волнуют различия между понятиями террорист, революционер и бунтовщик. Действительно, зачем проводить научный/исторический анализ, достаточно походя (всего по одному признаку – вооруженная борьба кого-либо против существующей власти) объединить этих персонажей в один шортлист и довод состряпан: одним выстрелом убили двух зайцев – и прежнюю «богоборческую» власть (за плохие школьные традиции) еще разок пнули и корни терроризма выявили. Один вопрос остается: а как быть с теми странами, где в школах не было и нет восхваления большевиков, да, декабристов, а вот террористов пруд пруди? Очевидно, что «аргумент» несостоятелен.

Любопытно еще вот что – а не цинизм ли это упрекать школу, что она учит восставать против государства (что на самом деле вовсе не так), когда сама организация, в которой состоит Кураев (РПЦ™), в своей социальной концепции, подразумевает в определенных случаях неповиновение властям и государству?

Ясно одно, как бы мы не относились к нашему прошлому – плохо ли, хорошо, заявлять, что Пугачев, Разин, не говоря уже о Пестеле, Рылееве, да и Ленине – это, мол, «дудаевы» нашей истории и нам за это надо срочно покаяться – в высшей степени оскорбительно. Само по себе страшно становится, когда понимаешь, что дьякон, по сути неглупый и образованный человек (знаю это по личному общению), не видит разницы между Басаевым и Рылеевым, Дудаевым и Лениным. Во многом, это наша национальная беда – ну, не можем мы относится к тому или иному историческому явлению или персонажу взвешенно и объективно. Обязательно исторический герой у нас либо гений, либо убийца и террорист. Третьего не дано. И это само по себе рождает социальную напряженность и неприязнь. Вот и получается, что Кураев бросает семена ненависти к нашей истории в уже подготовленную почву. Однако, вернемся к статье.

Далее дьякон начинает долго и муторно рассуждать о номинализме, реализме, их корнях и различиях, конфликте земледельцев и скотоводов, древнем шумере и их «капитуляции перед гиксосами». Если убрать всю эту словесную шелуху, остается одна простая мысль: каждый человек принадлежит к какой-либо национальности, у каждой национальности есть свои культурные особенности, которые «с молоком матери» наследует каждый конкретный человек этой национальности и некоторые культурные особенности одной нации могут быть лучше/хуже культурных особенностей другой нации. Как пример, Кураев приводит рабовладение у чеченцев. В его интерпретации «рабовладельцы действуют как вполне репрезентативные носители своей национальной культуры» и можно говорить «о групповой солидарности, групповой ответственности» всех чеченцев за этих «выродков» (т.е. рабовладельцев). Все, базис под фашизм подведен – невиновные будут и должны страдать за виноватых в силу их «групповой солидарности». Запомните новый термин – «групповая солидарность», почти наверняка его возьмут на вооружение официальные фашисты. Да, да те самые, которые ненавидят евреев, негров и проч. неарийцев (в конце концов, цвет кожи и профиль тоже могут быть культурной особенностью нации), зачитываются «Майн Кампф`ом» и кричат «Хайль Гитлер».

В дальнейшем, дьякон уже наводит шлифовку – объясняет какова должна быть политика нашего государства в отношении чеченцев; что если в «национальной культуре есть некие черты, способствующие терроризму, эту культуру надо менять, выдергивая из нее "зубы дракона "» и как именно это надо делать – «проводить жесткую линию, подкупая и устраняя местных национальных лидеров, контролируя школьное и религиозное образование» «газетами, школами, церковью. Если надо - и спецназом» – не ясно, правда, почему тогда статья называется «Как бороться с терроризмом без спецназа», ну, да ладно. Про спецназ как раз понятно – не бывает фашизма без войны и «спецназа», ведь обычно отсталые народы не понимают высокого «цивилизаторского назначения» «Империи».

Что можно сказать в заключение? Статья Кураева характерна для текущего момента – произошел крупный теракт, есть многочисленные жертвы, общество ищет виноватых. В этом смысле чеченцы (а в дальнейшем все кавказские народы) – идеальный вариант: «окупировали всю Россию», «проходу от них нет», «убивают и похищают русских» и т.д. – список можно продолжить. Для меня показательным стало появления подобных статей даже в среде биржевых спекулянтов (людей достаточно далеких от социальных и национальных проблем), что уж говорить о маргинальных слоях общества. Там уже давно никаких колебаний нет – сбиться в стаю и идти крушить «черных» на рынках и в метро. Можно констатировать, что теперь процесс запущен и в среде верующих.

Я лично вижу причину терроризма и фашизма в демографическом давлении – идеология здесь дело вторичное. Можно сказать, что кураевы – это объективный процесс, который обслуживает так сказать природный процесс разрешения проблемы популяционной плотности. Перенаселение рождает нищету и расслоение общества на «своих и чужих», на «земледельцев и скотоводов», расслоение порождает противостояние, терроризм и в конечном счете войну, которая выступает как регулятор численности людей. Результат войн – многочисленные жертвы и в итоге спад национализма и шовинизма. И дальше все по кругу. Применительно к России ситуация видимо примет хронический характер – большой войны (массового геноцида) никто не допустит, а контртеррористические операции большого эффекта не имеют и иметь не будут. «Цивилизаторское служение Империи» через «насаждение своей системы ценностей» тоже вряд ли подействует (по крайней мере, 70 лет коммунизма с его массовыми репрессиями и переселениями народов в 30-х годах и «газетами, школами, церковью (т.е. партией – мое, А.В.)» вплоть до 80-х эффекта особого не дали).

И последнее. Хотя у фашизма есть природные корни (действие инстинктивных программ «свой/чужой» ), это не коим образом не оправдывает Кураева. Возможно, он окажется, тем камушком, что запустит лавину взаимной ненависти и ксенофобии. В свое время фашистский идеолог Дино Гранди бросил крылатую фразу: «Фашизм - это религия нации». Я очень не хочу, чтобы у нашей нации была подобная религия.

Оставить отзыв. (68)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa