Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (0)


Жуков Борис
Карманное суеверие


После месяца почти сплошной засухи в Москве 2 августа прошла долгожданная настоящая гроза с обильным ливнем. Что немедленно стало предметом для светских разговоров: день-то Ильи-Громовержца, и патриарх накануне совершил положенное по календарю моление о дожде. Вот, дескать, и намолил. Подчиненные святейшего, правда, от столь категоричных утверждений воздерживались, но и не опровергали их, ограничиваясь загадочными улыбками. Мол, нам, конечно, не пристало хвастаться, но вообще-то мы все можем. Если захотим.

Спустя несколько дней в Кронштадте при попытке увенчать купол реставрируемого собора подобающим крестом последний сорвался и, посшибав изрядную часть лепнины с фасада, разбился вдребезги на ступенях главного входа. Поднятая им пыль еще не успела осесть, а в эфире уже звучали заявления церковных иерархов: это, мол, никакое не знамение, а самая обычная техническая накладка, и нечего искать здесь какой-то особый провиденциальный смысл.

С последним, пожалуй, согласится всякий просвещенный человек. Если он атеист или агностик, то понятно, почему. А христианин вспомнит, что с точки зрения христианского богословия происходящие в нашем мире события (кроме чудес, т. е. явных нарушений законов природы – скажем, если бы злополучный крест не упал, а улетел на небо) не делятся на провиденциальные и обычные. Все они в равной мере причинно обусловлены и все выражают божью волю. Выдающийся христианский писатель прошлого века Клайв Льюис иллюстрировал эту мысль вопросом: что было причиной гибели Офелии – подломившаяся ветка или замысел Шекспира? Разумеется, и то, и другое. Можно еще добавить, что вышеупомянутое падение креста, может, и выражает господню волю, но с просчитавшегося монтажника это ответственности ни в коей мере не снимает.

Конечно, такое отношение – продукт нашего просвещенного времени. Не отягощенный рефлексией человек традиционного общества, конечно же, увидел бы в неудавшемся монтаже креста (как и в художествах московского урагана 1998 года, посшибавшего кресты с соборов Новодевичьего монастыря) грозное знамение. Мол, это значит, что неугоден Господу дар адмиралов, больше думающих о сохранении секретов, чем о человеческих жизнях. Что не нужен Ему очередной пустующий храм на месте выставленного на улицу музея. Или что-нибудь еще в таком духе.

Но в нашем массовом сознании просвещение и суеверие мирно уживаются друг с другом, поделив сферы влияния по простому принципу. Все, что «в плюс», что можно трактовать в лестном для нас смысле, – это, конечно, Знамение и Свидетельство. А все, что выглядит ехидным намеком или вызывает неприятные ассоциации, – это, разумеется, чисто случайное совпадение, обусловленное сугубо естественными причинами. И нечего тут двусмысленно улыбаться...

Да нет, я ничего. Я даже готов в это поверить – принимая аргументы персонажа Евгения Шварца, которому пришлось доказывать, что он верит в чудеса: «Это безумец не верит, а мы только чудом и держимся!» В самом деле, у людей, исповедующих такую философию, что-либо хорошее может получиться только чудом.

Как говорится, дураков бог бережет.




Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Карманное суеверие - исходный материал с сайта "Еженедельного журнала"
Оставить отзыв. (0)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa