В мире недостаточно любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существам.
Ницше Фридрих

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»? (Александр Марков)
Изучение феномена религии научными методами началось недавно, но некоторые интересные результаты уже получены. Многие особенности человеческого мышления, развившиеся в ходе эволюции для других целей, сделали людей чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям независимо от их рациональности и полезности. В некоторых ситуациях религиозность может выступать в качестве полезной адаптации, способствуя сплоченности группы. Сложные обряды и системы ограничений могут играть роль трудно подделываемых сигналов лояльности и готовности к кооперации.


Внимание, на сайте действует премодерация комментариев.

E-mail:
Имя:
Сообщение:

введите число указаное на картинке
1-14
Жека (zhenya.zudin@yandex.ru) 15:26 28/04/2012
http://lurkmore.to/%cf%c3%cc Христоз головного мозга, описание, методы лечения.
Жека (zhenya.zudin@yandex.ru) 15:23 28/04/2012
Этот вирус, про который здесь писалось, вызывает заболевание, называемое Христоз головного мозга (подробнее - в ВиеипедииXD)
mcsimm11:08 09/12/2008
Религиозная вера - неотвратимый побочный продукт полезных мыслительных способностей человека
http://atheism.narod.ru/atheism/causes_of_faith.html

Религия на основе этой склонности человека к вере и высокой социальности людей закрепляет случайно возникшие религиозные суеверия, оказывает стабилизирующее воздействие на присутствующии в обществе идеи - здесь практически очень полезен меметический аналог генофонда. При поголовном разделении религиозных взглядов людьми вокруг отдельный человек едва ли может вырваться из такой ловушки.

Egorka (Egorka_SP@km.ru) 14:22 09/11/2008
Я всегда считал, что люди (да и не только они) инстинктивно ищут смысл и цель жизни, а если реального смысла и цели найти не получается, то они их придумывают. А всё, что говорит о том, что жизнь не имеет перспектив (а в дикой природе жизнь всегда такая), упорно блокируется инстинктами людей и высших животных. У людей, с их развитой способностью к обмену речевой информацией, это свойство гипертрофировалось в суеверия. Из-за этого, люди часто верят всяким выдумкам. И ещё, потому что и во взрослой жизни, склонны искать себе "папочку", что бы ему бескомпромиссно верить. Например, многие секты, организуют больные люди, но за ними идут вполне нормальные, и всё из-за тех же инстинктов.
БИО10:36 06/11/2008
Прохожему.
"Только вот что настораживает. Авторы реферированной статьи полагают религиозные и прочие идеи и взгляды чем-то внешним по отношению к человеку (в смысле человечества), таким, как вирусы или атмосферные осадки."

В Африке и Южной Америке недавно находили племена, у которых отсутствовала религия. Бог забыл открыть им глаза на своё величие, и они прекрасно обходились без него. Это к вопросу о "внешности" религии.
КСВ (gray@xfs.ru) 2:10 06/11/2008
====
Взгляд на религию как на «вирус мозга» — лишь одна из идей в рамках более общей концепции, согласно которой религия — побочный продукт (не обязательно полезный) эволюционного развития каких-то других свойств человеческого мышления.
===========

"каких-то" ... Америку открыли... блин...
Не "каких-то", а совершенно конкретных: "страх" и "целесообразность". Интересно, статьи Ю.И.Семенова и Ю.А.Муравьева на английском публиковались? Чтобы ребята не мучались, велосипед заново не изобретали.
На русском, если кому интересно, можно почитать не отходя от сайта. :) (то есть здесь)


Прохожий10:23 04/11/2008
Интересный реферат, взял себе.

Только вот что настораживает. Авторы реферированной статьи полагают религиозные и прочие идеи и взгляды чем-то внешним по отношению к человеку (в смысле человечества), таким, как вирусы или атмосферные осадки. Такой подход не делает им чести, поскольку по существу повторяет гегелевскую феноменологию духа (написанную в 20-е гг. 19 века), которая при определенном понимании опять же приводит к религии, только к религии обобщенной, основанной на вере в некий инперсональный источник идей.

Также режет по уму настойчивая трактовка человеческого общества в терминах сообщества животных (приспособление, полезная адаптация, сигнальные системы, полезность). Удручает, что социал-дарвинизм ещё в моде... Но не удивляет, поскольку отношение к людям как к скоту прижилось и в РФ.
Tats10:24 30/10/2008
Уточнение для CCC:
delusion [dI'lu:Z(q)n] n
1. обман
a juggler's delusions — трюки фокусника
2. заблуждение; иллюзия, призрачная, несбыточная мечта (тж. fond delusion)
to be under no delusion as to … — нисколько не заблуждаться по поводу …
to labour /to be/ under a delusion — заблуждаться, обманываться
3. мед.
1) мания
delusion(s) of grandeur [of persecution] — мания величия [преследования]
2) галлюцинация, бред, обман чувств
to be obsessed [tormented] by delusions — быть во власти галлюцинаций
to suffer from delusions — страдать галлюцинациями
ccc17:45 29/10/2008
Delusion f =, -en
разочарование

... представляю, каков остальной "перевод"....
Юра15:21 29/10/2008
Очень важные и полезные исследования. То, о чём мы здесь много говорим- научный подход по отношению к религии без всяких скидок.
БЦ18:53 28/10/2008
В общем, одна часть верующих, это лицемерные создания, которые иногда, на всякий случай, подстраховываются: задабривая боженьку благородными поступками в форме милосердия - и таких большинство. А другая часть, это фанатики, у которых наблюдается резкий дисбаланс между рациональным и чувственным, который выражается порой в откровенном мазохизме - и таких меньшинство.
Aibek18:46 28/10/2008
О стереотипах мышления, доставшихся нам от предков -- интересно, как похоже отмежёвываются верующие люди от дальнего родства с обезьянами и обезьяны от других обезьян, и главное, используют те же аргументы:

"...Между прочим, впервые увиденных в зоопарке диких собратьев Уоши не признала за своих и обозвала «черными тварями».
Все «разговаривающие» обезьяны самих себя считали людьми. Когда одной из них предложили игру: рассортировать фотографии людей и животных, включая ее же вид, собственные изображения она отложила к «людям», а прочих своих собратьев — к «зверям». На вопрос: «Почему?» — последовал ответ: «Я разговариваю». Умно! Даже не верится..."
http://209.85.135.104/search?q=cache:1cX_GJ-W5DIJ:the-fifth-way.narod.ru/etolog/chapter2.htm+%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%8C%D1%8F%D0%BD&hl=ru&ct=clnk&cd=7&gl=ru
RatRacer11:51 28/10/2008
как прав автор по поводу того,что верующие - альтруисты только по отношению к своим,а чужаков ненавидят.их вера и альтруизм замкнута в узком кругу единомышленников.но и то при удобном случае дурят своих с радостью.
Ковалевский11:38 28/10/2008
Вот где одна из собак зарыта:
"По мнению Буайе, религиозное мышление — это наиболее удобная, естественная для человека форма мышления, не требующая от мыслящего индивида специальных усилий. Неверие в потусторонние силы, напротив, требует сознательной и упорной работы над собой, работы, которая направлена против наших естественных психических склонностей."
1-14
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa