Волна гражданского недовольства застала традиционные
религии России врасплох. Православие, ислам, иудаизм и буддизм дружно молчали и
в полном замешательстве взирали на происходящее. Еще бы. Все они уютно
обосновались под крылышком государства и давно уже отождествили его с нынешней
властью. А тут на тебе, народное возмущение.
А как же церковная реституция, обещанные деньги на
правильное исламское образование и прочие гарантии благополучного
существования? Ведь столько было говорено о симфонии церкви и государства. Ведь
как благодарили иудеи власть имущих за то, что больше не обижают. Ведь как
только ни величали их буддисты и мусульмане. В Улан-Удэ президента Медведева
назвали воплощением Белой Тары (кто не в курсе, это бодхисаттва женского пола),
а в Уфе — и вовсе султаном.
Но теперь религиозное начальство молчало, а вот паства
молчать не желала. Особенно это было заметно в православной блогосфере.
Возмущение фальсификацией выборов проявилось здесь достаточно быстро. Особенно
среди молодой образованной публики, а такой в блогосфере большинство. Молодежь
поддержали и некоторые клирики. Как ни крути, ложь и лицемерие — большой грех и
не заметить его в действиях властей было сложно. Не молчали и охранители из
числа особо ретивых. Некоторые договорились до того, что недовольных надо
давить танками. Ложь еще надо доказать, а демократия – очевидное зло, особенно
когда она насаждается враждебным Западом. А в этом у истинных православных
патриотов не было никаких сомнений.
Наконец затянувшееся молчание прервал и патриарх
Кирилл. В патриаршей риторике трудно было найти что-то новое. РПЦ всегда
утверждала, что ей надлежит оставаться над партийными распрями, поскольку те
разделяют, а церковь напротив должна объединять. Вот и сейчас патриарх
противопоставил опасные человеческие правды правде Божьей, указав, что первые
распространяются посредством интернета. Народ он призвал вредному изобретению
не доверять, припугнув для острастки призраком революции, а власти – к
сдержанности.
Проблема однако в том, что красноречие патриарха на
этот раз бьет мимо цели. Революционные страсти страну покуда не разрывают. В
ней происходят совсем другие процессы.После долгих лет пассивности и безразличия в России
началось формирование гражданского общества. То есть оно началось не сегодня,
но происходило исподволь. Это давало себя знать и в том, что люди стали менее
безразлично относиться друг к другу, проявлять взаимовыручку, сообща добиваться
от властей внимания к своим проблемам и бедам. Нечестные выборы сыграли роль
катализатора и всколыхнули городскую публику. Она перестала относиться к себе
как к безликой массе, которой можно легко манипулировать. Возмущение и
негодование выплеснулись наружу. Власть подспудный рост этих настроений
благополучно проспала, у нее были иные заботы. И главная – сохранить себя любой
ценой, даже ценой откровенного вранья. Возникает вопрос: почему этот процесс
проспали российские религии и прежде всего РПЦ?
Казалось бы, человеческая солидарность и сплоченность
— это как раз по их части. Благотворительность, защита справедливости, помощь в
разрешении социальных споров – все это имеет прямое отношение к любой религии,
пусть в центре ее и стоит учение о духовном спасении. Нельзя сказать, что наши
религии вовсе не обращали на это внимания. Конечно, обращали, иначе они давно
бы уже оказались мало кому нужны. Но все дело в том, что гораздо больше
внимания они уделяли своим внутренним заботам — решению материальных проблем,
выстраиванию управленческой структуры, а главное — налаживанию добрых отношений
с властью. Пример РПЦ особенно впечатляет. Энергичный патриарх
бросил все свои силы на укрепление церкви. Для этого требовались немалые
материальные ресурсы и проще всего их было найти в госказне. Понятно, что такая
помощь никогда не бывает безвозмездной. В обмен властям нужна была не только
лояльность, но и активная политическая поддержка. Все это с удовольствием и
предоставила РПЦ, уверяя при этом, что никак политически не ангажирована.
Просто в российской истории всегда царила гармония церкви и
власти и зачем же такую славную традицию нарушать? Закон о реституции церковной
собственности не заставил себя долго ждать. И церковь окончательно оказалась
заложницей своего благодетеля. Сохранить в такой ситуации чуткость к народным
настроениям было крайне затруднительно.
Но дело не только в этом. Укрепление церкви началось с
административной реформы. Патриарх захотел выстроить такую управленческую вертикаль,
которая как отлаженный механизм отзывалась бы на все телодвижения начальства.
Вертикаль выстраивалась споро, и церковь все больше напоминала армию, в которой
не выполнить приказ — значит совершить должностное преступление. При этом
разговоры о внутрицерковной демократии и развитии приходской жизни носили все
более схоластический характер. То есть никто не отрицал, что это хорошо. Но
главное – повысить церковную дисциплину, а остальное приложится.
Результат не заставил себя долго ждать. Вертикаль гордо
уперлась в облака, у ее подножия копошится приходская жизнь. Но церковное
начальство обращает внимание не столько на нее, сколько на другую вертикаль —
российской власти. Всегда легче найти общий язык с соседом по этажу, чем с
обитателем подвала. И чем живут эти подвальные жители — не очень понятно.
Пренебрегая собственными демократическими процессами, религиозные лидеры не
заметили, как они нарастают вовне. Проморгав рождение гражданского общества, руководство
российских религий оказалось в незавидном положении. Продолжать поддерживать
теряющую доверие власть — значит и дальше терять доверие паствы. Но это не все. Любая религия претендует на то, чтобы
быть моральным авторитетом не только для собственных верующих, но и для
общества в целом. Однако если это общество находит для себя моральные образцы
вне религии и обнаруживает, что ему удобнее крепить солидарность, не прибегая к
услугам религиозных институтов, те рано или поздно оказываются на его обочине.