Поэтому на Западе не делают различий между новыми и традиционными религиями, когда пресекают антизаконную деятельность верующих граждан. Случай Франции с ее антисектантским законом Абу-Пикара от 2001 года не типичен и оказался крайне неэффективным: за 6 лет по нему был осужден лишь один (!) человек. Для западных судов не важно, кто ты – католик, взрывающий протестантов в Ольстере, протестант, взрывающий абортарий, исламист, взрывающий всех без разбору, или сектант, распыляющий зарин в метро. Закон нарушил ты, тебе и отвечать. Ты взрослый человек, обладающий свободой воли и несущий ответственность за свои поступки. Подменять индивидуальную ответственность коллективной – слишком простой выход.
Докатившиеся и до России антиклерикальные настроения объединяют совершенно разную публику – от религиозно-ищущих интеллигентов до рьяных фундаменталистов.
Отмены древнего британского закона против богохульства требуют верующие и неверующие. Зато в России многие не прочь поборотся с богохульниками в законодательном порядке.
У православных пропагандистов конца света в эпоху путинской стабилизации апокалиптизм сменился триумфализмом. Если раньше преобладал комплекс жертвы, то теперь верх взял пафос победителя. Антихрист не дремлет, но окончательная виктория Господа и России неизбежна.
Отечественные пятидесятники, сражаясь с американским мультиком, не столько защищают мораль, сколько доказывают свою лояльность российскому государству.
Не утихает конфликт, связанный со знаменитой «Троицей» Рублева. РПЦ настаивает на том, что икона нужна для совершения праздничных богослужений в Троице-Сергиевой лавре. Искусствоведы возражают: древняя икона слишком хрупкая, чтобы возить ее туда-сюда между Третьяковкой и Лаврой. А тем временем в Петербурге разгорелся еще один скандал, тоже связанный с иконой. Оказывается, в одном из храмов епархии висел образ Матрены Московской с товарищем Сталиным в полный рост, правда, без трубки.
Накануне Нового года комиссия Министерства образования отказалась внести теологию в реестр научных специальностей наряду с философией религии и религиоведением. Это значит, что богословию по-прежнему нет места в светских вузах.
Желание «новых атеистов» заимствовать у религии ее идеалы и придать им секулярный характер, возможно, снизит градус противостояния между воинственными фундаменталистами и не менее воинственными безбожниками. Но увеличит ли это популярность самого атеизма? Обзорная статья Б. Фаликова.
Сайентология вызывает наибольшее число нареканий среди новых религий, но одновременно она самая быстрорастущая из них. Этот парадокс имеет своё объяснение.
Радикальный атеизм в такой атмосфере растет как на дрожжах. Ведь на кон поставлена уже не жизнь далеких африканцев, но твоих близких, а то и собственная.
Вступая в альянс, российские религиозные и светские власти совершают ошибку: повлиять на политические предпочтения граждан церковным авторитетом трудно, зато можно потерять этот авторитет в глазах паствы.