Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
Менкен Генри Луис

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (41)


Борис Фаликов
Конкретное безбожие


Книги о религии Ричарда Докинса и Кристофера Хитченса стали мировыми бестселлерами. Вышедший раньше опус Докинса уже переведен на 31 язык и продан в количестве более миллиона экземпляров. Труд Хитченса тоже раскупается как горячие пирожки. Само по себе это не удивительно, религиозная тематика нынче в моде. Удивительно другое: оба произведения написаны с позиций воинствующего атеизма. Чего стоят одни названия – «Бог – обман» у Докинса и «Бог не велик» у Хитченса. Последний снабдил свой труд еще и подзаголовком: «Как религия отравляет все вокруг». Совсем недавно такое и представить было трудно. Несмотря на секуляризацию Европы, откровенный атеизм считался здесь дурным тоном, а в США и вовсе был в глухой обороне. Между тем оба автора – вполне респектабельные люди: Докинс профессорствует в Оксфорде, а Хитченс – влиятельный вашингтонский журналист, к его мнению прислушивается американская элита.

Первое объяснение, которое приходит на ум, – подъем радикального ислама. Он смертельно напугал западную публику и лицом к лицу столкнул ее с иррациональной, «дикой» стороной религии, о которой она успела подзабыть. Когда тебя с упрямым остервенением пытаются лишить жизни во имя чужого бога, невольно забываются табу, вскормленные десятилетиями толерантности и политкорректности. Вспоминается и собственное неприятное наследие, к примеру, инквизиция и европейские религиозные войны. На эту благодарную почву и падают семена воинственного атеизма.

Ислам пугает, но порой порождает у западной публики и другую реакцию. Сталкиваясь с сильной живой верой, она невольно оглядывается на собственную духовную традицию, которая переживает не лучшие времена. Эта ностальгия играет на руку христианскому консерватизму.

Возникает парадоксальная ситуация: встреча с исламом кого-то подталкивает к атеизму, а кого-то возвращает к собственной традиции.

И тем самым усиливает противостояние между секуляризмом и религией на Западе. Началось оно не вчера. Просто сейчас оно нарастает в геометрической прогрессии. В фокусе борьбы оказываются не просто мировоззренческие, но абсолютно конкретные и жизненно важные проблемы. Взять запрет на противозачаточные средства, неумолимо поддерживаемый Ватиканом. Как считают критики, он не только превращает женщин в слепое орудие продолжения рода, но в странах третьего мира, где СПИД выкашивает население гораздо быстрее средневековой чумы, фактически ведет к смертоубийству. Все это придает дебатам очень эмоциональную окраску, и оппоненты не щадят друг друга. Тот же Хитченс высмеивает всеобщего кумира мать Терезу, желая ей оказаться в аду, в который сам не верит. И все потому, что при жизни она исправно поддерживала позицию Ватикана. Еще несколько лет назад никто бы не простил ему подобных острот.

А страсти все накаляются. Генетические исследования движутся семимильными шагами, но христианские консерваторы, ссылаясь на святость жизни, выступают против экспериментов с зародышами, требуют запретить извлечение стволовых клеток из эмбрионов и т. д. И некоторые политики к ним прислушиваются. Например, президент Буш недавно наложил вето на законопроект, разрешающий государственное финансирование медицинских исследований с использованием стволовых клеток из человеческих эмбрионов. Противники обвиняют консерваторов в мракобесии, которое тормозит развитие науки и не позволяет медицине спасать тысячи человеческих жизней. Радикальный атеизм в такой атмосфере растет как на дрожжах. Ведь на кон поставлена уже не жизнь далеких африканцев, но твоих близких, а то и собственная.

Все эти бури обходят Россию стороной. Общество здесь не ощущает угрозы ни со стороны ислама, ни тем более христианства.

И дело вовсе не в том, что оно повально религиозно, в тех же США церковь посещают гораздо чаще. Причина в поведении традиционных российских религий. Скажем, РПЦ громогласно заявляет о своем консерватизме как о главном преимуществе над западным христианством. Она без устали вещает о себе как о стойком оплоте борьбы с секуляризмом и утверждает, что может стать в этом деле примером для Запада. В чем же заключается борьба? РПЦ призывает пересмотреть общепринятый подход к правам человека и нападает на «либеральный тоталитаризм». Об этой и других проблемах представители церкви говорят весьма охотно, но в самом общем духе, не касаясь конкретных вопросов, имеющих отношение к образу жизни. Вопросы абортов и половой морали волнуют их гораздо меньше, чем Ватикан и протестантских ревнителей веры. А уж к проблемам биоэтики они почти не проявляют интереса и не пытаются на манер западных фундаменталистов изгнать беса современной науки из жизни общества. Примерно в таком же духе ведут себя и другие традиционные религии России.

Именно это, а вовсе не врожденная набожность россиян и даже не их сочувствие религии в память о принудительном богоборчестве, объясняют слабость отечественного атеизма.

Религия в России не вмешивается в практическую сторону жизни и не дает широкой публике повода на себя обижаться.

Шумные эскапады по поводу прав человека и либерального беспредела способны напугать лишь горстку интеллигентов, обществу en masse они по барабану. Поэтому малочисленный отряд атеистов и мечтать не может о том успехе, который выпал на долю западных единомышленников. Их аудитория ограничивается ими самими. Подобная ситуация, понятное дело, устраивает российских религиозных деятелей. А должна бы насторожить.

Яростная схватка атеистов и верующих на Западе – свидетельство того, что самые насущные проблемы рассматриваются там в религиозном контексте и никого не оставляют равнодушным.

Секуляризм секуляризмом, но религия продолжает быть в гуще жизни. У нас же она существует в стороне от нее. И вызывает к себе благодушное безразличие.

Gazeta.ru

Оставить отзыв. (41)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa