С религией получается тоже, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом.
Вольтер

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (185)


Борис Коллендер
Агностики - вежливые атеисты


Термин атеизм, как это широко известно, образовался путем прибавления отрицательной частички «а» к слову «теизм», означающий веру в Бога  (theos – в переводе с греческого – Бог).  На этом и некоторых других основаниях теологи (религиозно верующие) считают, что атеизм – это тоже вера. Подобное утверждения у многих атеистов вызывает возмущение.  Они, в противоположность теологам, говорят, что атеизм – это не вера, а 100% знание отсутствия Бога и основанием такого утверждения является наука.  Поэтому атеизм научный.  Попробуем спокойно разобраться в этом.


      Начнём с того, что ни в науке, ни в самом атеизме нет строгих доказательств отсутствия Бога. Таких доказательств принципиально не может быть, ибо невозможно доказать отсутствие того, чьи материальные признаки неизвестны. Что касается духовных признаков, то единственный их индикатор - человеческое сознание, которое у каждого своё и которое в принципе субъективно. (См. «Информация и Сознание», http://www.computerra.ru/readitorial/394724/) Вопрос существования или отсутсвия Бога не является предметом научных изысканий, поэтому и атеизм не имеет такой непосредственной опоры для своего утверждения.

      Вообще говоря, знания – это просто некоторая совокупность информации, находящаяся в нашем распоряжении.  Скажем, мы можем знать содержание сказок, мифов, Библии или результатов научных экспериментов.  Говоря о знании «отсутствия Бога», атеисты имеют виду истинные знания.  Т.е информацию, истинность которой доказана.  Истина, согласно материалистическому мировоззрению, соответствие наших представлений (знаний) действительности. Или, в более широком аспекте, согласно Карлу Попперу, научные знания истинны, потому что они верифицированы и фальсифицированы.  Однако, как уже сказанно, в отношении Бога наука такими знаниями не располагает, поэтому и у атеизма этих знаний нет.

      Что же есть?  Есть вера, основанная на научных знаниях.  Разберёмся в характере этой веры.

      Мы покупаем билет на авиарейс в полной уверенности, что самолёт долетит до пункта назначения.  Хотя мы знаем, что бывают и авиакатастрофы, происходящие по самым различным причинам.  Что придаёт нам уверенность, веру!, что самолет довезёт нас живыми и здоровыми?  А то, что самолёты построены на основе научных (истинных) знаний, многократно испытаны и опыт показывает, что вероятность крушения чрезвычайно мала. Поэтому наша вера, как психологическое состояние правоты наших представлений, опирается на указанный опыт и научные знания (которыми пассажир может и не обладать), но сама по себе вера не является знанием.

      Подобным образом обстоит дело и с атеизмом как верой в отсутствие Бога.  Все научные знания, как уже не однажды сказано, «для своего объяснения не нуждаются в гипотезе Бога», но они и не доказывают его отсутствие.  Уверенность в его отсутствии – это частный вывод атеистов, как они считают – логический вывод, из вышеприведенной мысли.  Подобно тому, как наш опыт и участие научных знаний в создании самолётов дают нам уверенность, что мы долетим до пункта назначения, точно также наш опыт и научные знания дают нам веру, что Бога нет.  Можно было бы ещё добавить, что наши знания и наша вера, если копнуть глубже, имеет вероятностный характер, но достаточно и этого простого напоминания, чтобы сделать заключение: атеизм – это вера.

       Этимология слова «атеизм» говорит, что атеисты – это те, кто НЕ ВЕРИТ в Бога. Это и есть точное определение атеистов. А то, что это неверие опирается на науку – вторично, хотя и очень важно.  Между прочим, вера теистов тоже опирается на знания.  Но на знания ненаучного, а часто и антинаучного характера.

      Если рассматривать атеизм как название раздела философии, занимающегося антирелигиозными материалами, то название «научный атеизм» вполне легитимно, т.к. наука в основном и предоставляет такие материалы.

      Между двумя верами теистов и атеистов располагается ещё одна вера – агностиков. Их кредо: «поскольку существование Бога не доказано (реверанс в сторону атеистов) и его отсутствие тоже (реверанс в сторону верующих), то мы, агностики, полагаем, что заниматься вопросом существования Бога не имеет смысла».  Эта компромиссная позиция, как показывает статистика, устраивает очень многих – сегодня в мире агностиков больше, чем атеистов.

      Агностицизм (от греческого agnostic – неизвестный), согласно определению, – учение о непознаваемости истинного бытия.  В более широком смысле - о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.  Между тем, на практике, агностики – это обычно высоколобые интеллектуалы: философы, ученые, продвинутые журналисты. О них не скажешь, что они принимают доктрину непознаваемости истины и объективного мира.  Напротив, это они те самые, что составляют тонкий слой образованной элиты. А их суждения об окружающем мире, в противоположность определению агностицизма, полны здравого и научного смысла.  Они, как и атеисты не верят в религиозные догматы и этого достаточно, чтобы причислить их к сообществу атеистов. В философии существует даже термин агностический атеизм для обозначения такого положения.

      Атеисты и агностики схожи в отрицании религиозных догм.  Разница между ними заключается в том, что атеисты убеждены в абсолютном отсутствии Бога, а у агностиков вероятность его отсутствия меньше 100%. Агностики – это вежливые атеисты.  Кроме того, отвергая атеизм, агностики подчёркивают своё отмежевание от так называемого «большевистского атеизма», который разрушал религиозные храмы и рубил головы (в прямом и переносном смысле) священнослужителям. Тут их понять и поддержать, разумеется, можно.  Агностикам также не хочется влезать в вечный спор между теистами и атеистами, положительного исхода из которого не видно.  В российской действительности, где настроение общества сильно сдвинуто в религиозную сторону, выступать против, как говориться, себе дороже.

      В результате, называя себя агностиками, такие люди, мягко говоря, вежливо уходят от решения проблем правильного просвещения народа. А, говоря жёстко – поступают приспособленчески.  Они не поддержали в прошлом году выступление десяти академиков против клерикализма; они не выступают против введения религиозных дисциплин в школьные курсы и этим способствуют широкой эмансипации православия и ислама.  Иными словами, им безразлично будущее народа. И это прискорбно.

Оставить отзыв. (185)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa