С того момента как мы для объяснения прибегаем к идее сотворения, прекращается всякое научное объяснение.
Кеплер И.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (8)


Борис Коллендер
Еще о психологии верующего


В статье «Научный атеизм» (http://www.atheism.ru/library/boris_3.phtml) я сместил акцент в развитии атеизма с вопросов заблуждений верующих на вопросы, почему они верят. Основным посылом статьи было: недостаток критического мышления к догмам веры. В противовес фразе Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно», следует думать: «Не верю, ибо абсурдно». 

Вместе с тем, проблемы, связанные с религией оказываются, связаны не столько с отсутствием научных знаний, сколько с психологией верующих. В статье были упомянуты некоторые психологические моменты, но они были рассмотрены недостаточно. Представляется, что о них следует сказать чуть подробнее.

Было сказано, что религия несет в себе некий вид патриотизма, объединяя верующих по причине их общей религиозной жизни - обряды, традиции, праздники, за которую они готовы бороться в случае опасности.  Нет необходимости приводить примеры такой борьбы – вся история человечества пропитана религиозными войнами, малыми и большими. Разумеется, не только с еретиками и атеистами, но и между разными видами религий.  Говоря современным языком – это борьба идеологий.   Отстаивается не только идея Бога (Яхвы, Аллаха, Будды и т.п.), но и каким он представляется верующим, и каким наставлениям он учит.  Религиозный патриотизм объединяет людей и по их, как уже сказано, общей религиозной жизни, и по совместной защите своих, как они говорят, духовных ценностей. Ибо, ничто так не объединяет как общий враг.

Такое объединение имеет несколько психологических аспектов.  1. Чувство товарищества и взаимопомощи.  2.  Чувство совместной правоты в своём мировоззрении.  3. Чувство общей судьбы и общего будущего.  Иногда такое единение называют грубо - «стадным чувством».  И надо признать, что оно довольно сильнó и, по-видимому, возникло где-то в начале эволюционного становления человечества как способ выживания в борьбе с окружающей природой.  Во всяком случае, замечено, что чем примитивнее сообщество, тем больше в нём «стадного чувства».  И, напротив, интеллектуалы в современном мире большие индивидуалисты.

 Следующей психологической составляющей инфантильного мышления является чувство…  красоты.  Мы смотрим на закат Солнца где-то на далеком, но хорошо видимом горизонте.  Красота, образованная громадным многоцветным сиянием воздуха и облаков, захватывает наш дух. И мы наверняка не захотим слушать в этот момент научное объяснение сего прекрасного зрелища.  Кому будет интересно слушать, что цвета образованы преломлением спектра солнца, являющегося совокупностью электромагнитах волн разной длины в анизотропной среде; и ещё более глубокие разъяснения физики света?  А красота гор?! «Лучше гор могут быть только горы!»  Да, и других красот природы.

Для верующего человека красоты природы – доказательство мощи Бога.  Ну, не может быть, чтобы такая красоты образовалась сама собой.  В Библии так и сказано: «Посмотрел Бог на то, что сделал, и сказал «Хорошо». 

Отсюда же, как продолжение сказанного, восхищение гармонией, наблюдающейся в природе.  Отсюда же объяснение, что столь совершенное и сложное устройство как человек, могло быть создано только Богом, всесильным и всемогущим.  Ну, и возвышение самого себя – ибо человек создан по подобию божьему.  Иконы и великолепные религиозные Храмы (серьёзно – действительно прекрасные!) – церкви, костелы, синагоги, мечети, –поддержка этого чувства преклонения перед величием Бога.  Тут и атеисты, и прочие еретики не могут устоять перед красотой.  А разрушение её воспринимается как варварское святотатство.

 Не последним психологическим фактором является обучение религиозным взглядам через проповеди, обряды, общие молитвы и т.п.  Здесь используются не только изучение святых книг – Торы, Библии, Корана и других религиозных источников, но и медитация молитвы, и внушения от священнослужителей.  Пропаганда религии и её догм имеет мощную поддержку не только от церковной иерархии, но и часто от властных, государственных структур, что делает религиозную идеологию особенно сильной.

 Получается, что противостоять религиозной идеологии действительно трудно.  Так что нет ничего странного, что религии «живут и процветают».  А атеизм со своими сложными объяснениями не в силах с ними справится.     И все же, все же, все же…

 В моей статье «Научный атеизм» указывалось, что ВЕРА вообще, как психологическое состояние, в принципе, необходимая составляющая человеческого бытия.  Человек без неё жить не может. Поэтому отменить её нельзя. Она, как показано, опирается на много факторов, предопределённых природой человека.  ВЕРУ НЕЛЬЗЯ ОТМЕНИТЬ, НО ЕЁ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ или ЗАМЕНИТЬ НА ДРУГУЮ. В этом ключ борьбы с религиозной верой.

Этот ключ уже однажды в России держали в руках: веру в коммунизм, поддержанную мощной философией марксизма-ленинизма.  Настоящие коммунисты напрочь отвергли религиозные догмы: «Хватит нам жить по законам Адама и Евы – левой, левой, левой» - отчеканил революционный поэт.

И, действительно, миллионы, поверявших в коммунизм людей, смело заменили религиозную веру на коммунистическую.  Так что замена одной веры на другую, в определенной степени, произошла.  Однако ключ сломался!  Построить коммунизм не удалось.  Как шутил мой приятель, случилось это по той причине, что церковь обещает рай на Небесах, до которых добраться в реальности трудно. А коммунисты обещали рай на Земле;  которая обозрима, и  разоблачение наступило быстро.

Кстати, в СССР атеизм считался марксистко-ленинским учением, а не верой. Сегодня, наверное, можно дискуссировать, что есть атеизм - вера или ученье. Я придерживаюсь мнения, что это ученье, но вера в него – необходимая психологическая составляющая.

И, поскольку, атеизм всё-таки учение, его надо изучать.  В этом очередная трудность.  Здесь он явно уступает религиозной вере, которую можно не изучать и которая поддержана многими легкодоступными обычаями, о которых говорилось выше.

Вдобавок, есть много людей образованных, так называемые интеллектуалы, которые называют себя агностиками, так как полагают, что их знаний недостаточно, чтобы прийти к отрицанию Бога.

Оставить отзыв. (8)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa