С того момента как мы для объяснения прибегаем к идее сотворения, прекращается всякое научное объяснение.
Кеплер И.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (184)


Антон Чаблин
В суд на Господа Бога


Началась вся эта история еще в июле, когда на сайте некоего «Русского антифашистского комитета» (РУСАК) было опубликовано прелюбопытное «Заявление о признании Ветхого Завета Библии экстремистской литературой».

И именно об этом обозреватель «Открытой» беседует с самым известным религиоведом Ставрополья, доцентом кафедры «Культурология и библиотековедение» Ставропольского госуниверситета, кандидатом философских наук Венидиктором САПРОНЕНКО.

 

- Венидиктор Васильевич, христианство (и в особенности православие) учит, что Библия - это вершина гуманитарной мысли человечества. Так как в этой книге умудрились отыскать призывы к экстремизму и геноциду?


- Библия - это прежде всего земная книга, в которой неизвестные авторы (эксперты насчитывают их около 250) отображали свою обыденную жизнь. Это своего рода летопись двухтысячелетней истории многих народов Ближнего Востока.
Здесь есть элементы истории, экономики, нравственности, литературные вставки и даже эротическая лирика («Песнь песней» царя Соломона). Есть там даже явно политические манифесты, например, некоторые пророки критикуют за непродуманные реформы или расточительство каких-то ближневосточных царей, имена которых сегодня ничего не скажут даже историку. В общем, в Библии можно отыскать всё, что угодно, и при желании даже призывы к насилию.


- Вы думаете?


- Если внимательно перечитать текст Священного Писания, то мы увидим, что Бог вовсе не такой человеколюбивый, как толкует церковь.  Фактически весь Ветхий Завет - это описание постоянных братоубийственных войн, причем многие из них происходят, судя по тексту, с благословения Божьего.
Более того, Бог совершает множество злодеяний против своих земных творений: насылает кислотный дождь на Содом и Гоморру, уничтожает все живое смертоносным потопом.
Не слишком гуманным предстает при буквальном прочтении Нового Завета и Иисус Христос. Взять хотя бы его известную фразу из Евангелия от Матфея: «Не мир пришел я принести, но меч!.. Кто любит отца или мать более, нежели меня, недостоин меня», - разве не пропаганда насилия?! Или в Евангелии от Луки Сын Божий обращается к своим последователям: «Врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». И таких призывов, которые по мнению жалобщиков попадают под определение экстремизма, в библейских текстах можно найти множество.

 
- Но откуда взялась такая жестокость?


- Представьте себе Ближний Восток того времени, когда создавались библейские тексты. На сравнительно небольшой территории обитало множество народов, которые постоянно вели кровопролитные распри за обладание ограниченными земельными ресурсами.
Тогда ведь вообще не было никакого представления о правах человека или свободе совести. Поэтому единственно возможным методом распространения верований виделось истребление иноверцев.


- Между тем считается, что самой нетерпимой из мировых религий является ислам...


- ...который также возник на Ближнем Востоке, но только несколько столетий спустя. Действительно, в Коране можно отыскать немало аятов (стихов), которые прямо оправдывают джихад, то есть войну с иноверцами. Например, в разных сурах (главах) Корана можно найти такие стихи: «Когда вы  встречаетесь с неверными, то рубите им головы», «И убивайте их [неверных], где бы вы их ни встретили...» - или: «Сражайтесь с неверными, пока они... не будут поклоняться только Аллаху». Но, еще раз повторюсь, такие же призывы можно отыскать и в Библии, и в других священных текстах. Только оголтелые фанатики дословно прочитывают эти книги, воспринимая подобные фразы как прямой призыв к действию.
Любая священная книга, будь то Библия, Коран или Талмуд, проповедует прежде всего общечеловеческие ценности: стремление к самосовершенствованию, трудолюбие, добросовестность, долготерпение, тягу к знаниям... Ведь сущность любой религии как раз и состоит в нравственном очищении человека, в том, чтобы подсказать ему моральные ориентиры. И прежде всего от священнослужителя, толкующего сакральные тексты, зависит, будет ли потенциал прихожан использован во благо или во зло. И если ссылками на Библию или Коран кто-то оправдывает страшные деяния, то нужно давать правовую оценку таким «духовным» лидерам, а вовсе не Священному Писанию. Книгу, написанную столетия назад, нельзя оценивать по современным законам о борьбе с экстремизмом!


- И все же суммарный потенциал человеколюбия, заложенный в Библии, преобладает над отдельными «экстремистскими» вставками?


- Нравственный потенциал Библии тоже неоднозначен. Собственно, он сконцентрирован в двух основных фрагментах - ветхозаветном Декалоге (заповедях Моисеевых) и новозаветной Нагорной проповеди. Но есть еще масса других морализаторских элементов, которые очень по-разному трактуются даже представителями различных ветвей христианства. Вообще же специалисты насчитывают в Библии более десяти тысяч фрагментов, которые допускают разноречивую трактовку. Дело в том, что у Библии как корпуса многих разноплановых текстов не было единого редактора, который мог бы при сквозном прочтении снять все эти нравственные и фактологические разночтения.


- А что это за разночтения?


- Возьмем для примера одну из ветхозаветных книг - Екклезиаст. По сути это гимн жизнелюбия - через всю книгу красной нитью проходит такой нравственный посыл: нужно проживать земную жизнь со всеми удовольствиями - пить, веселиться, любить прекрасных дев... А в конце книги какой-то уже более поздний автор (это угадывается по стилистике) делает несколько вставок, которые полностью перечеркивают весь предыдущий пафос: мол, за разгульную земную жизнь нужно будет платить во время Страшного суда.
Или другой пример. Одна из заповедей Моисеевых гласит: «Не прелюбодействуй», то есть нельзя вступать в интимную связь с девушкой до замужества. Перелистываем несколько страниц и читаем такой стих: если вступил в связь с девушкой, ты можешь или жениться на ней, или откупиться серебром.


- Венидиктор Васильевич, а как вы считаете, к чему стремятся инициаторы акции «Ветхозаветный экстрим»?


- Думаю, просто хотят привлечь к своим персонам повышенное внимание. Разумеется, Библию в России никто запрещать не будет. Ведь сегодня мы наблюдаем сращивание политической и церковной элит, которые стремятся придать православию статус государственной религии (сейчас Россия является светским государством, не имеющим официальной религии - Ред.).


- Но зачем?


- Через весь Новый Завет проходит красной нитью такая идеологическая установка: любая власть - от Бога, и потому она непререкаема и непоколебима. Естественно, такое допущение во все времена открывало очень широкие возможности для политиков к манипулированию сознанием и поведением масс. То же самое и мы наблюдаем сегодня и в России.


- А как же закон «О свободе совести и религиозных объединениях», согласно которому государство отделено от церкви?


- Закон этот сам по себе неплох. Но, к сожалению, он почти не исполняется. Вот смотрите. Само понятие свободы совести включает три уровня представлений: верить или не верить, какого бога выбирать для веры и как поступать в соответствии со своими убеждениями. Но в закон вообще не включены такие понятия, как атеизм и свободомыслие. То есть ты должен верить, выбирай только - в кого. Или государство выберет за тебя.


- Что вы имеете в виду?


- Я как раз и имею в виду тесное сближение государства и православной церкви. Оно ведь происходит даже на таком символическом уровне, который обыденному человеку очень сложно уловить. В государственном гимне есть такая строчка: «Хранимая Богом родная земля». Вот прямая отсылка к христианской доктрине, хотя в нашей стране есть десятки миллионов представителей других религий и свободомыслящих людей. Ну что стоило Михалкову веротерпимо написать: «Хранимая нами родная земля»?
Или возьмем наш государственный герб - на нем изображено несколько христианских крестов. Так вот, насколько я знаю, милиционеры в республиках Северного Кавказа вырезают эти кресты со своих кокард.

 
- При этом ведь нельзя качнуться и в другую сторону - тотального богоборчества, как было в советское время.


- Вы знаете, я бы не назвал это богоборчеством. Пожалуй, в советское время в вопросах религии было больше свободы, чем сейчас. Например,  в Уголовном кодексе РСФСР существовала 143-я статья «Нарушение свободы совести и вероисповедания». Правда, санкции по ней были небольшие - штраф или общественное порицание. Понятно, что никого не штрафовали. Но если какой-нибудь местечковый партийный деятель пытался закрыть сельскую церковь, он мог поплатиться за это партбилетом (это и было то самое общественное порицание). А сейчас смотрите, например, что происходит в соседних республиках: если носишь бороду, милиция сразу «записывает» тебя в ваххабиты, начинается моральный прессинг.


- Но куда смотрит прокуратура, если так явно нарушается закон «О свободе совести»?


- Начнем с того, что в прокурорских органах нет специалистов, которые владеют тонкостями вопросов конфессиональных отношений. Наверное, это тоже укладывается в генеральную линию Кремля относительно религии. Все смотрят по телевизору на Путина и Медведева, которые молятся в церкви и целуют иконы, и делают так же. Кстати, идолопоклонство в чистейшем виде - делай как начальство.
Причем, что самое опасное, оно поразило даже такие важнейшие сферы социальной жизни, как наука и образование. Вот несколько лет назад в Ставрополе ввели в строй новое здание Министерства образования, и тогдашний министр пригласил священника, чтобы тот все здание освятил. Ну что еще абсурднее можно придумать, ведь именно это министерство должно нести в массы сугубо научное знание, которое отрицает религиозность?!


- То, что РПЦ так усиленно хочет создать институт войсковых священников, - того же ряда явление?


- Безусловно. Вот я недавно из СМИ с немалым удивлением узнал, что архиепископ Феофан подписал с ректором Голицинского пограничного института ФСБ (он находится в Подмосковье) договор, согласно которому отныне курсантам здесь будут преподавать православие. Мне очень хотелось бы задать вопрос этому ректору: православие культивирует в человеке такие качества, как смирение, покорность, непротивление злу и любовь к врагам. Ну и зачем солдату такие качества?!


- Из этого можно сделать вывод, что все такие внешние проявления православия - не более чем дань моде.


- Думаю, что так. Вот недавно в центре Ставрополя воздвигли памятник ангелу-хранителю, а сейчас строят новый кафедральный собор, но всё это, уверен, делается без истинной веры, только ради получения каких-то политических и финансовых дивидендов.
Причем кафедральный собор воссоздается на Крепостной горе вообще в нарушение закона - государство не имеет права ни копейки потратить на этот храм. В соответствии с законом «О свободе совести» из бюджета можно финансировать только работы по сохранению и реконструкции храмов, представляющих художественную ценность... Но именно кафедрального собора эти ограничения не касаются, ведь речь идет не о реконструкции, а о строительстве совершенно нового здания.
А вы знаете, как вообще собираются деньги на это строительство?! Насколько мне известно, священники ездят по частным фирмам города и настойчиво просят их директоров перечислить в счет епархии однодневный заработок всех сотрудников. Им все равно, что среди этих людей и мусульмане, и иудеи, и атеисты.

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

Оставить отзыв. (184)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa