Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (33)


Павел Костылев
Статистическое зазеркалье


Намедни, добравшись, наконец до Афона, Президент РФ В.В. Путин походя завершил долгую дискуссию по поводу религиозной ситуации в России. Владимир Владимирович сообщил, что "в России с ее 145-миллионным населением подавляющее большинство -   православные христиане. Это примерно 130 миллионов человек. И для нас возрождение России связано, прежде всего, с ее духовным возрождением".

Не может не радовать, что население России с последней переписи населения от 9 октября 2002 года не уменьшилось - как было 145,2 миллиона человек, так, видимо, и осталось. Возрождение России, безусловно, связано с её духовным возрождением - тут и захочешь, ан нет, не поспоришь. Но - увы! - абсолютно непонятно, откуда в нашей с вами, уважаемые читатели, многонациональной и поликонфессиональной Российской Федерации взялось 130 миллионов православных граждан.

Согласно опросу Фонда "Общественное мнение" (17-18 августа 2002 года), в России считают себя [1] православными 58% населения (около 84,2 млн. чел.) [2] . Настораживает, пожалуй, что практически никогда не причащаются и не соблюдают постов, соответственно, 72% и 81% населения России [3] . Тем не менее, 84 миллиона - это, извините за банальность, не 130 миллионов.

Помнится, году этак в 1929-м на одном из московских заводов при проведении социологического исследования из двенадцати тысяч анкет было возвращено восемь тысяч - рабочие не желали говорить о своей вере. Из возвращенных анкет выяснилось, что 10% респондентов объявили себя верующими, соответственно, социологи рапортовали о том, что 90% рабочих столицы свободны от религиозного дурмана [4] . Современная история с "подсчетами" российской религиозности, как нам кажется, по степени достоверности зеркально отражает подобную ситуацию.

Проблема подсчета религиозности неразрывно связана с проблемой её, религиозности, определения. Исходя из понятия о, так сказать, "этнических православных" [5] или, скажем, "этнических мусульманах" [6] , мы можем "насчитывать" множество верующих различных конфессий, но вряд ли это множество будет иметь отношение к реальности. Если же определять религиозность по самоидентификации, мы сталкиваемся с проблемой, когда люди определяют себя, скажем, православными, имея в виду отнюдь не пресловутую "конфессиональную принадлежность", но, скорее, принадлежность к историко-культурной традиции.

Как верно указывают Сергей Филатов и Роман Лункин [7] в своем недавнем исследовании, расширение критериев религиозности может привести нас к тому, что православными мы будем вынуждены признать людей, которые - утрируя, - не ходят в церковь, не причащаются и не постятся, но, при всём при этом идентифицируют себя в качестве православных [8] . Какие же это, извините за выражение, православные?

Указанные выше проблемы можно проиллюстрировать на примере недавно проведенного кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова социологического исследования религиозности во Владимирской области [9] . Прежде всего, обратим внимание на то, что к верующим относят себя 58,7% респондентов, а православными считают себя 63,3% опрошенных [10] (что подтверждает наш тезис о понимании православия скорее как культурной традиции, а не конфессиональной принадлежности). Считают, что Бог существует 45,3% респондентов, верят в бессмертие души - 39,4% [11] . Опять же из числа верующих 36,2% вообще не совершают никаких религиозных обрядов, 46,3% верующих никак не участвуют в религиозном воспитании в семье. Группа относящих себя к православным, верящим в Бога и в бессмертие души, отмечающих хотя бы главные религиозные праздники, регулярно молящихся и посещающих церковь не реже одного раза в месяц, по данным исследования, составляет 7,7% респондентов [12] .

В каком статистическом зеркале православные "составляют" 130 миллионов человек - совершенно непонятно. В лучшем случае под традиционное, можно даже сказать церковное, понимание религиозности подпадает 4-8% населения России, что составляет от 5 до 12 миллионов человек [13] .

К сожалению, мы можем констатировать, что тезис о 70, 80, 100, 130 (нужное подчеркнуть) миллионах православных играет чисто идеологическую роль. Точно так же возникают, например, 20 миллионов мусульман - в зависимости от того, кто, когда и зачем упоминает российскую религиозность и конфессиональный состав России. Остается надеятся, что профессиональное религиоведческое сообщество как-то наконец отреагирует на "магию цифр" [14] и начнет предоставлять корректные и проверенные сведения о российской религиозности - сведения, отраженные не в кривых зеркалах политической необходимости, но в чистом зеркале академической науки. Но это уже, как говорится, совсем другая тема.


[1] Как мы далее увидим, наличествует существенный зазор между считающими себя православными (православными по, так сказать, самоидентификации) и собственно православными (посещающими церковь, причащающимися, держащими посты и пр.).

[2] Согласно ряду других данных, количество православных ещё меньше. Например, как указывает в своей статье Ремир Лопаткин, по данным одного из последних социологических опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ноябре 1998 г., исповедуют православие 48,1% населения России. По данным исследования Киммо Каариайнена и Д.Е. Фурмана православными называют себя лишь 33% опрошенных (см.: Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие: эволюция российской религиозности // Вопросы философии. 1997. #7).

[3] Интересно, что согласно этому же опросу, хотя за последние годы число тех, кто идентифицирует себя как православных, немного увеличилось (1992 - 51%, 2000 - 56%, 2002 - 58%), число людей, не связывающих себя "культовыми условностями" (посещение церкви, причащение, пост) также немного увеличилось.

[4] См. более подробно: Щипков А. Прозелитизм в России после 1917 года в зеркале религиозной статистики // Щипков А. Соборный двор (публицистические статьи: 1991-2001). - М.: Медиасоюз. Гильдия религиозной журналистики, 2003. - С. 277.

[5] Соответственно, это русские, украинцы, белорусы, чуваши, мордва, карелы, коми, осетины и прочая, прочая, прочая. В соответствии с привычной (хотя и совершенно некорректной) связкой "русский - значит православный", получается, что русских, по данным переписи, 115,8 млн. чел. - так, значит, и православных не меньше.

[6] Соответственно, это аварцы, адыгейцы, азербайджанцы, балкарцы, башкиры, даргинцы, ингуши, кабардинцы, казахи, карачаевцы, кумыки, лакцы, лезгины, табасараны, таджики, татары, турки, туркмены, узбеки, черкесы и чеченцы, итого 14615509 "этнических мусульман".

[7] Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность.

[8] Далее в своем исследовании авторы приходят к закономерному выводу: 'сама исчисляемая реальность - православная религиозность современных россиян настолько зыбка, организационно, догматически и идеологически не структурирована, что любые критерии ее измерения и цифры, полученные на их основе носят в принципе условный характер. Про большинство "православных верующих" людей трудно сказать - православные ли они верующие - или нет. С одной стороны - да, с другой стороны - нет. Расширяя или сужая строгость критериев, можно сказать, что практикующих православных в России от 2 до 10% населения, т. е. от 3 до 15 млн. человек'.

[9] Работа была выполнена на средства гранта Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ # 04-03-00310а, научный руководитель - д.ф.н., проф. И.Н. Яблоков).

[10] Соответственно, 12% от числа неверующих считают себя православными. Или, быть может, следует писать "православными"?

[11] Причем из верующих в бессмертие души не верят 5,3% респондентов, и это не буддисты.

[12] У К. Каариайнена и Д.Е. Фурмана доля т.н. 'настоящих' или традиционных верующих получается ещё меньше - 4% респондентов.

[13] В зависимости от степени жесткости критериев.

[14] По меткому выражению С. Филатова и Р. Лункина.


©  Русский Журнал, 1997-2005. http://www.russ.ru/comments/97981145?mode=print
Оставить отзыв. (33)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa