Знание того, что бессмертие есть иллюзия, освобождает нас от всякого рода озабоченности по поводу смерти.
Ламонт К.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (28)


Антон Орехъ
Пожелания неверующего


Я человек неверующий. Я не атеист, потому что не утверждаю, что Бога нет. Но и в существовании Его не уверен. Но еще более я не уверен в церковных институтах. Потому что Бог всемогущ и непогрешим, а вот Его представители на земле – вряд ли. Я полагаю, что среди священнослужителей такой же процент проходимцев, как и среди людей светских. Хотя и процент людей добропорядочных среди них также не меньше среднеобычного.

Они выбрали своей стезей "служение Богу". Но выбрали сами – и это важно. Вот если бы Господь указал именно на них – тогда да! А так это их решение, и далее они шли по этой стезе каждый в меру своего таланта, веры, способности к компромиссу. Они ведь (если иметь в виду высокие церковные чины) люди в массе своей уже не молодые, а значит, пришедшие в Церковь при советской власти. А быть священником при советской власти и не знать компромиссов было никак невозможно. Быть может, поэтому я воспринимал этих людей в рясах всегда не более чем чиновниками. Только чиновниками особого ведомства. И как я не пошел бы на исповедь в префектуру, так не пойду и на исповедь в храм. И быть может, мое такое к ним отношение и легло во многом в основу моих сомнений в существовании Бога?

Но при этом я понимаю, что есть в нашей стране люди, которые верят. Верят искренне, всей душой. Для которых Вера – главное, что ведет их по жизни и помогает переживать все ее тяготы. Вера, которая делает их лучше – а не это ли самое главное! Подобных людей, впрочем, не так много. Их гораздо меньше, чем тех, кто в соцопросах называет себя "верующими" и "православными". Вера наша вся превратилась в обряд, как пар, вышедший в свисток. Да и обрядам народ следует не всем, не всегда и не точно. Но внешние символы Веры для значительного (если не подавляющего) большинства граждан заменили суть Веры.

И вот наша Церковь выбрала себе нового патриарха. И у меня к нему есть два главных пожелания: чтобы люди верующие были им в этом качестве довольны, а я как человек неверующий по возможности не знал его ни в каких иных качествах.

Я уважаю Веру и Церковь как учреждение. Но я уверен, что она должна жить отдельной от меня жизнью, не вмешиваясь в нее, так же как я не считаю себя вправе вмешиваться в ее жизнь. Я считаю комичным стояние со свечами и скучными физиомордами чиновников земных на мероприятиях "небесных" – потому что так положено, потому что так принято, потому что так модно, потому что так делает Сам или ЗамСам. Храм не место для посторонних, не место для тусовок и суеты. Так же как праздник Рождества не повод для пьянки и продления "пьяных" новогодних праздников до бесконечности, чтобы эти физиоморды-со-свечками могли попутно покататься на лыжах в Альпах.

Но при всем уважении к верующим я не считаю правильным в стране, во-первых, светской, во-вторых, многоконфессиональной провозглашать общегосударственным праздник одной из конфессий и наряду со многими другими столь же показательными символами запускать в оборот понятия вроде "Россия – страна православная". Я не хочу, чтобы моему ребенку преподавали в школе Закон Божий под видом "Основ православной культуры" или чего-то в этом роде. Вера – слишком серьезный и слишком личный вопрос, чтобы ее можно было "преподавать" да потом еще ставить оценки или зачеты. Да и памятуя о том, что школа, как правило, вызывает лишь отвращение к преподаваемым в ней предметам, я бы на месте православных иерархов много раз подумал, прежде чем продвигать религию в школьные стены.

В общем, я желал бы, чтобы при новом патриархе Церковь и государство жили мирно, сотрудничали друг с другом в добрых делах, но были все же отделены друг от друга. Чтобы храм не превращался в разновидность политотдела, а патриархия – в теневое министерство. Чтобы священнослужители в своих решениях советовались только с Богом, а не с царем и чтобы им не приходилось при этом идти на новые компромиссы. Тогда у Церкви, возможно, станет меньше светского пиара, но больше, как мне почему-то кажется, прихожан.

Ежедневный журнал

Оставить отзыв. (28)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa