Люди ищут пути на небо по той простой причине, что сбились с дороги на земле.
Плеханов Г.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (28)


Антон Орехъ
Пожелания неверующего


Я человек неверующий. Я не атеист, потому что не утверждаю, что Бога нет. Но и в существовании Его не уверен. Но еще более я не уверен в церковных институтах. Потому что Бог всемогущ и непогрешим, а вот Его представители на земле – вряд ли. Я полагаю, что среди священнослужителей такой же процент проходимцев, как и среди людей светских. Хотя и процент людей добропорядочных среди них также не меньше среднеобычного.

Они выбрали своей стезей "служение Богу". Но выбрали сами – и это важно. Вот если бы Господь указал именно на них – тогда да! А так это их решение, и далее они шли по этой стезе каждый в меру своего таланта, веры, способности к компромиссу. Они ведь (если иметь в виду высокие церковные чины) люди в массе своей уже не молодые, а значит, пришедшие в Церковь при советской власти. А быть священником при советской власти и не знать компромиссов было никак невозможно. Быть может, поэтому я воспринимал этих людей в рясах всегда не более чем чиновниками. Только чиновниками особого ведомства. И как я не пошел бы на исповедь в префектуру, так не пойду и на исповедь в храм. И быть может, мое такое к ним отношение и легло во многом в основу моих сомнений в существовании Бога?

Но при этом я понимаю, что есть в нашей стране люди, которые верят. Верят искренне, всей душой. Для которых Вера – главное, что ведет их по жизни и помогает переживать все ее тяготы. Вера, которая делает их лучше – а не это ли самое главное! Подобных людей, впрочем, не так много. Их гораздо меньше, чем тех, кто в соцопросах называет себя "верующими" и "православными". Вера наша вся превратилась в обряд, как пар, вышедший в свисток. Да и обрядам народ следует не всем, не всегда и не точно. Но внешние символы Веры для значительного (если не подавляющего) большинства граждан заменили суть Веры.

И вот наша Церковь выбрала себе нового патриарха. И у меня к нему есть два главных пожелания: чтобы люди верующие были им в этом качестве довольны, а я как человек неверующий по возможности не знал его ни в каких иных качествах.

Я уважаю Веру и Церковь как учреждение. Но я уверен, что она должна жить отдельной от меня жизнью, не вмешиваясь в нее, так же как я не считаю себя вправе вмешиваться в ее жизнь. Я считаю комичным стояние со свечами и скучными физиомордами чиновников земных на мероприятиях "небесных" – потому что так положено, потому что так принято, потому что так модно, потому что так делает Сам или ЗамСам. Храм не место для посторонних, не место для тусовок и суеты. Так же как праздник Рождества не повод для пьянки и продления "пьяных" новогодних праздников до бесконечности, чтобы эти физиоморды-со-свечками могли попутно покататься на лыжах в Альпах.

Но при всем уважении к верующим я не считаю правильным в стране, во-первых, светской, во-вторых, многоконфессиональной провозглашать общегосударственным праздник одной из конфессий и наряду со многими другими столь же показательными символами запускать в оборот понятия вроде "Россия – страна православная". Я не хочу, чтобы моему ребенку преподавали в школе Закон Божий под видом "Основ православной культуры" или чего-то в этом роде. Вера – слишком серьезный и слишком личный вопрос, чтобы ее можно было "преподавать" да потом еще ставить оценки или зачеты. Да и памятуя о том, что школа, как правило, вызывает лишь отвращение к преподаваемым в ней предметам, я бы на месте православных иерархов много раз подумал, прежде чем продвигать религию в школьные стены.

В общем, я желал бы, чтобы при новом патриархе Церковь и государство жили мирно, сотрудничали друг с другом в добрых делах, но были все же отделены друг от друга. Чтобы храм не превращался в разновидность политотдела, а патриархия – в теневое министерство. Чтобы священнослужители в своих решениях советовались только с Богом, а не с царем и чтобы им не приходилось при этом идти на новые компромиссы. Тогда у Церкви, возможно, станет меньше светского пиара, но больше, как мне почему-то кажется, прихожан.

Ежедневный журнал

Оставить отзыв. (28)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa