Архиепископ: христианский священник, достигший более высокого ранга, нежели Иисус Христос.
Менкен Генри Луис

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org

vk.com/scientificatheism_org



Оставить отзыв. (323)


Алексей Тимошенко
Эпидемия веры


Мировые религии могли возникнуть в том числе и как ответ человеческого общества на эпидемии. Такую гипотезу продвигает биолог Дэвид Хьюджс из университета Пенсильвании.

Сразу отметим, что  американский специалист, о работе которого рассказывается в недавнем сообщении журнала Science, - не единственный биолог, проявляющий интерес к религии. Несмотря на то что среди биологов высока доля атеистов или, как минимум, агностиков, сам феномен веры человека в вездесущую и всемогущую сущность привлекает внимание исследователей в силу своего влияния на судьбу человеческой цивилизации. Религия являет собой специфически человеческое явление, и у нее, вне зависимости от истинности конкретных священных текстов, должен быть какой-то смысл. Поняв, почему люди верят в богов, можно лучше разобраться в эволюции нашей психики и нашего мозга, а заодно и в ходе эволюции сложных социальных сообществ.

Хьюджс на 13-м конгрессе Европейского общества эволюционной биологии представил доклад, в котором говорилось о небезынтересном факте - возникновение мировых религий примерно совпадает по времени с появлением крупных городов, ставших рассадниками эпидемий. Объединив усилия с демографом и специалистом по истории религий, ученый, который до этого специализировался на феномене паразитизма у насекомых, показал конкретные примеры: например, появление христианства пришлось на эпоху массовых вспышек оспы, кори и полиомиелита. Религия, которая предписывала заботу о больных, могла помочь населению если не справиться с распространением инфекции, то существенно смягчить последствия эпидемий, что в свою очередь способствовало дальнейшему распространению христианства среди тех, кому оказали помощь его адепты.

 

Цитата:

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

(Евангелие от Матфея, 4, 23-24)

 

Другие религии, например иудаизм или ислам, не предполагают столь экстремального альтруизма, как добровольная помощь больным, но и не предписывают изгонять их за пределы поселений, обрекая на гибель. Поведение, которое в отношении больных проповедует религия, оказывается милосерднее стратегии, которая следует из буквально понятой концепции естественного отбора: помогать только близким родственникам и всеми силами минимизировать контакт с зараженными чужаками. Появление крупных поселений, где соседские связи стали сопоставимы по значению с родственными, привело к тому, что «семейный» альтруизм в целом оказался менее выгоден, чем общественная поддержка, а религия оказалась очень удобным способом распространения новой стратегии. 

Отметим, что группа Хьюджса не ограничилась историческими зарисовками - они нашли способ проверить свои соображения на практике! Нет, естественно, никого не заражали даже в рамках ролевой игры - вместо этого исследователи собрали статистику по Малави, государству в южной части африканского материка. Малави является страной, где каждый 14-й житель заражен ВИЧ-инфекцией и где в силу экономических причин охват противовирусными препаратами более чем неудовлетворителен. Демограф Дженни Тринитаполи участвовала в проекте Malawi Religion Project, в рамках которого опросили 3000 человек в 1000 разных населенных пунктов по всей стране, и эти данные показали, что значительная часть респондентов (около 400 человек!) перешла к пятидесятникам или к иным протестантским конфессиям. Если учесть, что именно христиане в Малави составляют меньшинство, но меньшинство на порядок чаще проявляющее заботу о ВИЧ-инфицированных, теория Хьюджса приобретает дополнительную убедительность.

Вопросы и ответы:

- Так что, в итоге религия стала просто удобным способом уменьшить урон от эпидемий?

- Нет. Религия оказалась таким способом, но это не означает того, что она возникла именно из-за эпидемий. Пример из совершенно иной области - интернет создавали вовсе не для блогов и новостных сайтов, однако он стал популярен в том числе благодаря сайтам вроде Facebook и трансляции новостей из бумажных изданий. Крах СССР был обусловлен в том числе национальными конфликтами в регионах, однако это не единственная причина, равно как и дефицит продовольственных товаров. Любое социальное явление имеет множество причин, выделить которые и требуется ученым.

- Бог существует? Или все в итоге сводится к нейрохимии и эволюционной биологии?

- Наука не располагает доказательствами существования бога (вне зависимости от того, о какой именно религии идет речь; потому с маленькой буквы), однако в данном случае это не столь уж и важно. Вряд ли верующие христиане станут отрицать то, что милосердие по отношению к больным есть добродетель, которая найдет понимание и среди атеистов! Пожалуй, это редкий пример новости, которая может удовлетворить и священников, и воинствующих безбожников, ведь сам автор гипотезы говорит про то, что существование сверхсилы в данном случае не важно, важно лишь то, верят ли люди в сверхъестественную сущность.

- Атеистический взгляд на мораль (озвученный, например, у Ричарда Докинза в «Боге как иллюзии») гласит, что альтруизм по отношению к слабым возникает и без религии. Как быть с этим?

- В наши дни есть и нерелигиозная благотворительность, а во времена античности, вероятно, проще было измениться религии, чем возникнуть светскому институту взаимопомощи. 

- А как быть с тем, что возникшая в христианской Европе антисанитария способствовала эпидемиям чумы? Или с тем, что церковь запрещала вскрытия, без которых невозможно появление научной медицины?

- Этот период учеными не рассматривается в силу того, что Европа к этому моменту была практически полностью христианским регионом. И то, что какие-то аспекты религии стали оказывать негативное влияние на общество, уже не играло большой роли - никакой альтернативы в Средневековье для европейцев попросту не существовало. Кроме того, еще раз подчеркнем - учеными описан фактор, способствовавший распространению христианства, а не фактор, который целиком и полностью объясняет его превращение в мировую религию!

http://mn.ru/society/20110824/304321929.html

Оставить отзыв. (323)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa