Господи, ниспошли мне терпение! Сейчас! Сию же минуту!
Арнолд О.

Уголок науки / Вселенная

Стареющая звезда испускает струи воды

С помощью радиотелескопа VLBA астрономы смогли обнаружить струи воды, испускаемые стареющей звездой прямо в космическое пространство.

Группа астрономов под руководством Хироси Имаи (Hiroshi Imai) из японской Национальной астрономической обсерватории с помощью радиотелескопа VLBA (Very Long Baseline Array) исследовали звезду под индексом W43А, расположенную на расстоянии 8500 световых лет от нас в созвездии Орла. Период ее нормального развития подходит к концу, и, по мнению астрономов, вот-вот начнется процесс формирования планетарной туманности. В настоящее время астрономам известно уже около 1600 таких туманностей, среди которых имеются образования весьма причудливых форм.

Ранее уже было известно, что вблизи W43A находятся области, в которых из-за присутствия молекул воды происходит усиление радиоизлучения на частоте 22 ГГц; такие области называются "мазерами", а соответствующий эффект аналогичен усилению видимого света в лазере. Исследовательская группа с помощью VLBA, который имеет одно из самых высоких разрешений среди радиотелескопов, попыталась изучить структуру этих районов. Неожиданно выяснилось, что мазеры представляют собой две извилистых струи воды (точнее, разреженного газа из водяных молекул), распространяющихся в противоположные стороны от звезды со скоростью около 600 тыс. км/час. Частично они скручены в форме штопора.

Механизм происхождения подобных струй неизвестен. По мнению астрономов, традиционные представления о формировании такого рода объектов предполагают наличие дискообразного облака вещества, обращающегося в непосредственной близости от звезды, однако каким образом он мог сформироваться вокруг такой относительно старой звезды, пока неясно.

Первооткрыватели полагают, что им крупно повезло, поскольку формирование обнаруженных струй из W43A началось, по всей видимости, всего несколько десятилетий назад. Как только звезда коллапсирует под действием собственной гравитации и превратится в белый карлик, его интенсивное ультрафиолетовое излучение разрушит связи между атомами в молекулах воды, и подобные наблюдения станут более невозможными.

News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 21.06.2002