Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Культура
"Научный атеизм": 28 января 2004 года
Пожар в Ипатьевском монастыре: заговор или случайность?

Представители Ипатьевской братии прислали в редакции сайта "Научный атеизм" и журнала "Скепсис" письмо, в которой выразили несогласие с позицией выраженной в статье "Ипатьевская летопись, или история о том, как музей подвели под монастырь".

В этой статье, опубликованной в рубрике "Детектор лжи", главный редактор журнала, Сергей Соловьёв рассказал о длящемся уже несколько лет конфликте между музеем и костромской епархией Русской Православной Церкви (МП). Суть конфликта заключается в желании костромской епархии выселить музей с территории монастыря. Редакция "Скепсиса" отметила, что зачастую такие процессы приводят к разрушению и утрате культурных и исторических памятников и случай с Ипатием не исключение.

Осенью 2002 года на территории монастыря произошёл пожар, полностью уничтоживший деревянную церковь – уникальный памятник 18 века. По времени это событие совпало с фактической передачей под контроль епархии Нового двора, на территории которого находилась сгоревшая церковь. В связи с этим случаем, автор статьи поставил под сомнение не только способность, но и желание церкви сохранить то культурное наследие, на которое она претендует.

В письме, полученном "Научным атеизмом", высказываются прямо противоположные взгляды, и утверждается, что "икона сохраняется, в первую очередь, когда перед ней молятся, а затем уже трудом реставраторов". Иллюстрируя процесс сохранения и возрождения храмов и монастырей, монахи утверждают что зачастую, восстановлением и сохранением занимается именно русская православная церковь, а не музеи.

"За последние 15 лет Церковь организовала восстановление тысяч храмов и сотен монастырей, при этом помощь государства не имела в этом процессе решающего значения. Имеются, конечно, негативные моменты неразумной перестройки или неправильной эксплуатации некоторых памятников, но эти случаи гораздо менее значимы, чем сам процесс возрождения тысяч храмов-памятников", - написано в письме. Мы вряд ли можем согласиться с тем, что люди, считающие уничтожение культурных памятников менее значимым явлением, чем восстановление богослужебной деятельности, заинтересованы в сохранении культурного наследия. Таким образом, наблюдается подмена мотива "не ломаем без надобности", на "сохраняем". И это наглядно иллюстрирует ситуация с перестройкой Монетного двора ради церковной лавки, или уничтожение фресок в Саввино-Сторожевском монастыре ("и вообще это внутреннее дело монастыря - как украшать храм").

Кроме то, в письме присутствуют намёки на возможных виновников пожара: "Кстати, если воспользоваться принципом "кому это выгодно", то нужно заметить, что пожар дал прекрасный повод для обвинений Церкви", - сообщают оппоненты Сергея Соловьёва. "Научный атеизм" вынужден выразить своё несогласие с такой постановкой вопроса, это ужасный повод.

Осенью 2003 года, спустя год после пожара, история вновь обострилась. Доведённые до отчаяния, музейные работники стали собирать подписи среди горожан, а ректор Костромской духовной семинарии заявил что "это будет резиденция, где Владыка будет принимать министров, Патриарха и, возможно, Президента, вы же все прекрасно понимаете, какие люди приезжают к Владыке". (Тогда же, на сайте костромской администрации появился опрос по поводу передачи монастыря епархии. Через два дня, опрос был закрыт по причине очевидных "накруток" как со стороны сторонников пердачи, так и со стороны её противников.)

Остаётся только добавить, что во всех подобных случаях, РПЦ апеллирует к собственной "народности". Истинное же отношение православных иерархов к мнению народа проявляется в тех случаях когда в их поле зрения попадают, например, городские парки. Мнение местных жителей, выступающих за сохранение зон отдыха, мало кого интересует.

Христианство учит, что для спасения необходима вера и молитвы, а про культурное наследие и отдых в городских парках в Библии не написано.

111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa