Ни один человек с чувством юмора не был основателем религии.
Ингерсолл Роберт Грин

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Рус Eng
Институт Свободы Совести

Аналитика

Все аналитические обозрения


Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России
"Круглый стол" в Измайлово стал историческим


06.06.2002

16 января 2002 г. в Измайлово (Москва) прошел "круглый стол" на тему: "Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России". На нем впервые было сделано совместное заявление ученых и религиозные деятелей об угрозе свободе совести, которая заложена в антиконституционных проектах Концепций государственно-церковных отношений.

Инициаторами "круглого стола" выступили Московское Объединение исследователей религии, Центр военно-религиозных исследований, Военно-христианский союз России, Ассоциация христианских церквей "Союз христиан", Ассоциация журналистов-христиан, журнал "Религиоведение", журнал "Военно-христианский вестник" и др.

Кроме названных организаций участвовали государственные служащие (Аппарат Правительства РФ и др.), правозащитники (Московская Хельсинская группа), ученые, аспиранты и студенты Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Военного университета, Академии Федеральной пограничной службы, Русско-Американского Христианского Института, представители Церкви христиан - адвентистов седьмого дня, ассоциаций журналистов и др.

В работе "круглого стола" принял участие полномочный представитель Правительства РФ в Федеральном собрании РФ, заместитель Председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ А.Себенцов и руководитель Международной Хельсинской Федерации и Московской Хельсинской Группы Л.Алексеева.

Основной доклад по теме сделал известный эксперт по вопросам свободы совести С.Бурьянов, с сообщениями выступили специалисты в области государственно-конфессиональных отношений и ученые-религиведы: Н.Алешин, А.Красиков, А.Красников, А.Лещинский, С.Мозговой, А.Себенцов, А.Солодовников, А.Щипков, Е.Элбакян, лидеры религиозных объединений П.Баранкевич, А.Большаков, И.Никитин, Д.Поляков и др.

История вопроса:

В начале 2001 г. из РАГСа при Президенте пришла весть, о том, что скоро у России определенно будет своя концепция отношений с религиозными объединениями. Затем были обнародованы два проекта: "Концептуальных основ государственно-церковных отношений в Российской Федерации" кафедры религиоведения РАГС (от власти - по заказу Администрации Президента) и проект "Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации", разработанный некой общественной организацией "Институт государственно-конфессиональных отношений и права" и Главным управлением Министерства юстиции РФ по г. Москве в лице заместителя начальника Главного управления Жбанкова В. Н. (от клерикальных кругов - ориентированных на МП РПЦ).

Концепция отношений государства с религиозными объединениями, в случае ее принятия призвана составить основу научного обоснования реальной политики государства в данной сфере и сформировать базу для изменения законодательства о свободе совести в виде включения элементов избирательного партнерства государства с "традиционными" религиозными объединениями в "тело" Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Проекты хоть и были представлены как альтернативные, на самом деле одинаковы по сути. Причем идея о необходимости введения "традиционности" в правовое поле России является общим местом обоих проектов - практически они если не близнецы, то родные братья точно. Эдакие пирожки с начинкой из "традиционности".

Элементы конфессиональных предпочтений, закрепленные в неработающей в нормативном смысле преамбуле Федерального закона, заинтересованные круги пытались наполнить реальным содержанием и оформить в виде "специальной" концепции отношений государства и религиозных объединений. (Более подробно на эту тему см.: Бурьянов С.А., Мозговой С.А. "Цели и методы религиозной политики. Нужна ли России концепция отношений государства с религиозными объединениями?" // "НГ-Религии". 24 октября 2001 г.; Бурьянов С.А., Мозговой С.А. "Государственно-конфессиональные отношения и тенденции трансформации законодательства о свободе совести" // Общеправовой журнал "Юридический мир". №12. 2001.)

Проекты концепций отношений государства с религиозными конфессиями вообще и идея введения критериев и термина "традиционные религиозные организации" в правовое поле России были неоднозначно восприняты в обществе и государстве.

"Традиционность" предполагается вводить в духе советских времен "по многочисленным просьбам трудящихся", в роли которых на сей раз выступили лидеры ряда конфессий: Гундяев К. (от Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата РПЦ), Пудов В. (от Евангелическо-Лютеранской Церкви), Ряховский С.В. (от Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской), Таджуддин Т. (от Центрального Духовного управления мусульман России), Коган З. (от Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России), и даже директор Института религии и права Пчелинцев А.В. Они горячо одобрили и письменно поддержали явно антиконституционный проект вообще, и идею введения в правовое поле критериев и понятия "традиционная религиозная организация" в частности, от общественной организации "Институт государственно-конфессиональных отношений и права".

Однако поддержка оказалась не столь единодушна, как того хотелось авторам. В сентябре 2001 Президент Ассоциации Христианских Церквей "Союз Христиан" пастор Игорь Никитин в своем выступлении на сессии ОБСЕ в Варшаве завершая рассказ о трагических происшествиях в Ижевске, заявил: "Религиозная вражда, подогреваемая появлением термина "традиционные" и "нетрадиционные" религии выплеснулась на улицы городов России. Уже последние несколько месяцев газеты и другие средства массовой информации с подачи нечистоплотных политиков пытаются разделить граждан РФ по религиозному признаку. Как обычно, в начале появились статьи в газетах, затем был опубликован проект "Концепции Государственной политики в сфере отношений с религиозными организациями в РФ" разделяющей верующих, а значит и большую часть общества, на три сорта...".

Этот ряд событий подвинул ряд вышеперечисленных организаций провести "круглый стол". Его главной идеей "круглого стола" была открытая дискуссия по поводу перспективы введения критериев и термина "традиционные религиозные организации" в правовое поле России.

Практически все выступающие высказались против введения "традиционности" в правовое поле России. В частности во многих выступлениях было отмечено, что имеющие место антиконституционные тенденции изменения законодательства связаны с интересами власти и конфессиональной бюрократии, слабой освещенностью темы государственно-конфессиональных отношений, некомпетентностью чиновников и депутатов, "принимающих законы мягко говоря странные".

По словам руководителя Центра по исследованиям проблем религий и общества Института Европы РАН Красикова А.А. "в данном случае, говоря о традициях, взывают к самым худшим традициям". Полномочный представитель Правительства РФ в Федеральном Собрании РФ Себенцов А.Е. сказал, что "в законодательстве России отсутствует понятие "традиционная религиозная организация" и надеюсь, никогда там не появится". Материалы круглого стола были изданы Институтом свободы совести в начале 2002 г. Подробнее см.: Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России. "Круглый стол" в Измайлово, 16.01.2002 г .- М, 2002.

Показательно то, что ни авторы вышеупомянутых проектов концепций, ни их "поддержанты" оказались не готовы в открытой дискуссии отстоять свою позицию. Они использовали свой авторитет и влияние для срыва "круглого стола", а затем просто на него не пришли.

Протестантские лидеры заняли выжидательную позицию, кроме И.Никитина, который в своем выступлении подтвердил свою позицию по вопросу "традиционности".

Участники "круглого стола" выразили свое мнение в итоговом документе - резолюции: "Попытки внесения в законодательство РФ в сфере свободы совести терминов "традиционные" и "нетрадиционные" религии является, по сути, скрытым разделением религиозных организаций на истинные и не истинные, на хорошие и плохие. Даже само обсуждение этих попыток в современном российском обществе способствует обострению межрелигиозных противоречий в нашей многоконфессиональной стране. Обострение этих противоречий, безусловно, несет реальную угрозу национальной безопасности страны, что должно обеспокоить не только государство, но и все российское общество. Введение термина "традиционная религиозная организация" в правовое поле противоречит Конституции РФ и нормам международного права, угрожает конституционному строю России".

Итоговый документ направлен в законодательные и исполнительные органы власти, научные учреждения, лидерам конфессий.





| Об Институте | Анонсы и новости | Пресс-релизы | Аналитика | Книжные новинки | Контакты | Подписка |
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa